Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в линейных мера (в сантиметрах), используя аппаратуру и педагогические тесты.
Аппаратурными способами измерения являются: 1)механический (с помощью гониометра); 2)механоэлектрический (с помощью электрогониометра – графическое изображение суставных углов); 3)оптический (с помощью фото-, кино-. Видеоаппаратуры); 4)рентгенографический.
В физическом воспитании и спорте наиболее доступными и распространёнными способами измерения гибкости в линейных мерах и с помощью гониометра (в угловых градусах). Основными педагогическими тестами для оценки подвижности в суставах служат простейшие контрольные упражнения.
1. Подвижность в плечевом суставе.
1.1. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (верёвки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность в плечевом суставе оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше подвижность в этом суставе. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого (длина хвата/ширина плеч).
2. Подвижность позвоночного столба.
2.1. Определяется по степени наклона туловища вперёд. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу), наклоняется вперёд до предела, не сгибая ноги в коленях. Гибкость позвоночника оценивается с помощью линейки, которая определяется по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается со знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки – со знаком плюс (+).
2.2. «Мостик ». Результат (в сантиметрах) измеряется от пяток до кончиков пальцев испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости и наоборот.
3. Подвижность в тазобедренном суставе.
3.1. Испытуемый должен как можно шире развести ноги («шпагат»): 1)вперёд-назад; 2)в стороны с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика); чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости
3.2. С помощью гониометра – отведение прямой ноги вперёд, в сторону, назад.
4. Подвижность в голеностопных суставах.
4.1. В положении сидя – подошвенное сгибание стопы или отклонении от вертикали стопы к голени (на себя). Подвижность в данном суставе измеряется в сантиметрах.
При подборе контрольных упражнений, используемых для оценки подвижности в суставах, необходимо следить за тем, чтобы они по структуре были близки к соревновательному упражнению в избранном виде спорта и определяли подвижность в мышечно-суставных группах, несущих основную нагрузку в данном виде спорта.
думина галина
Мониторинг физической подготовленности детей дошкольного возраста
Мониторинг физической подготовленности детей дошкольного возраста
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического состояния детей начиная с самого раннего возраста , и соответствовать этим требованиям могут только здоровые дети.
В связи с этим, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный и младший школьный возраст являются решающими в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов и систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом .
Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств . Всеми произвольными движениями, в том числе и основными (ходьбой, бегом, метанием, прыжками, лазанием, ребенок овладевает постепенно, под воздействием ряда факторов. Одним из таких факторов является физическая подготовленность ребенка , которая определяется степенью сформированных двигательных навыков и уровнем развития основных физических качеств и общих координационных способностей.
Поэтому необходима система контроля за физическим развитием , физической подготовленностью и работоспособностью ребёнка. В процессе физического воспитания следует создать такие условия, в которых физические возможности ребёнка-дошкольника раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, обеспечение соответствующего уровня физического развития – состояния здоровья, уровней физической подготовленности и двигательной активности.
Физическая подготовленность проверяется по 6 основным тестам : скоростным (бег на короткие дистанции, скоростно-силовым (прыжки, метание, выносливости (бег, координации (челночный бег, гибкости (наклоны, силы (поднимание туловища) . После обследования анализируются показатели каждого ребёнка и сопоставляются с нормативными данными.
1. Тест на определение скоростных качеств :
Быстрота -способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.
Цель : Определить скоростные качества в беге на 30 м с высокого старта.
Место проведения : Спортивная площадка детского учреждения. Обследование проводится на прямой (ширина- 1.5 - 2 м, длина – 40 м) разметкой : поперечная полоса линии старта, финиша, боковая разметка.
Методика : В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется результат. Пары формируются по примерно одинаковому физическому развитию
Качественные показатели бега (техника)
Туловище прямое;
Выраженный момент полета;
Свободное движение рук;
Соблюдение направления бега;
Руки полусогнуты, энергично отводятся назад. Слегка опускаются, затем вперед- внутрь;
Быстрый вынос маховой ноги (угол 40-50) ;
Ритмичность бега;
Небольшой наклон туловища, голова удерживается прямо;
Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаются, затем вперед-внутрь;
Быстрый вынос бедра маховой ноги (угол 60-70) .
Таблица оценки быстроты
на 30 м 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет
Результат в секундах
мальчики11.0-9.0 10.5-8.8 9.2-7.9 8.4-7.6 8.0-7.4
девочки 12.0- 9.5 10.7-8.7 9.8-8.3 8.9-7.7 8.7-7.3
2. Тест на определение координационных способностей :
Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.
Цель : Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.
Место проведения : Спортивная площадка ДДУ. Обследование проводится на прямой (ширина- 1.5 - 2 м, длина - 20 м) хорошо утрамбованная или асфальтированной дорожке с видимой разметкой : поперечная полоса линии старта, финиша, боковая разметка. 5 м до стартовой и 5 м после финишной линии.
Методика : В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша по середине каждой дорожки кладут по кубику. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая два раза (кубик на финише и старте) . Фиксируется общее время бега. Сдающий норму принимает положение высокого старта. По команде «Марш» включается секундомер, сдающий бежит на другой конец отрезка, обегает кубик, возвращается, и также с другой стороны 10-метрового отрезка. При пересечении финишной линии выключается секундомер.
Таблица оценки
Бег 3х10 м 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет
Результат в секундах
мальчики 14.5 12.7 11.5 10.5
девочки 15.0 13.0 12.1 11.8
3. Тест на определение выносливости :
Выносливость - способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Выносливость - определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.
Цель : Определить выносливость в непрерывном беге до утомления у детей дошкольного возраста .
Методика : Бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В забеге проводят по кругу, змейкой, парами, в колонне, одновременно по 6-8 человек. Заранее разметить дистанцию- линию старта. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя : продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок. Младшие дошкольники с 10 ,0-15,0 сек., средняя и старшая группа до 35,0 – 40,0 сек. И подготовительная до 60 ,0 сек. Повторение 2 – 4 раза с перерывами
Минимальная дистанция - 5 лет – 90 м (30,6- 25,5, 6 лет – 120 м (35,7 – 29,2) и 7 лет – 150 м (41,2- 33,6)
4. Тест на определение скоростно-силовых качеств :
Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.
Скоростно-силовые качества мышц нижних конечностей определяют по прыжку в длину с места.
Цель : Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.
Методика : Прыжок выполняется на взрыхленный грунт. Перед началом тестирования руководитель физического воспитания объясняет задание, показывает детям, как они должны приготовиться к прыжку. Длину прыжка измеряют с точностью до 1 см. Даются две-три попытки, в протокол записывают лучший результат. Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму или на мат. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.
Качество (техника) выполнения прыжка в длину.
И. п. ноги слегка расставлены, небольшое приседание перед прыжком;
ТОЛЧОК – одновременно двумя ногами;
ПОЛЕТ- ноги слегка согнуты, руки свободно;
ПРИЗЕМЛЕНИЕ – на две ноги, легко
И. п. ноги параллельно, полуприсед, с наклоном туловища, руки отодвинуты назад :
ТОЛЧОК – одновременно двумя ногами, мах руками вверх- вперед;
ПОЛЕТ- мах руками вперед- вверх туловище и ноги выпрямлены;
ПРИЗЕМЛЕНИЕ – одновременно на две ноги, с пятки на носок, легко, руки свободно;
И. п. ноги параллельно, полуприсед, с наклоном туловища, руки отодвинуты назад;
ТОЛЧОК- одновременно двумя ногами; выпрямление ног, мах руками вперед- вверх, туловище согнуто, голова вперед, вынос полусогнутых ног вперед;
ПРИЗЕМЛЕНИЕ- Одновременно на две ноги с пятки на носок, на всю ступню, колени полусогнуты, туловище слегка наклонено, руки свободно, равновесие при приземлении сохранено
Прыжок в длину с места 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет
результат
мальчики 61-90 91-115 116-136 130-155
девочки 55-85 86-110 111-125 125-150
Скоростно - силовая сила мышц верхних конечностей определяется по результату метания мешочка массой 200 г.
Метание мешочка с песком
Место проведения : спортивная площадка, или удобная прямая дорожка с разметкой 15-20 м с шагом 50 см, ширина 3 м
Методика
Результат здесь во многом зависит от техники выполнения упражнения : исходное положение (И. п.) - вполоборота по направлению метания; перенести центр тяжести на сзади стоящую ногу во время замаха; выполнить замах с последующим броском предмета. Каждой рукой нужно выполнить три попытки. В протоколе фиксируется лучший результат.
Ребенок стоит у линии, от которой начинается разметка, рука с мешочком за головой. 3 броска осуществляется каждой рукой, фиксируется лучший результат
Качественные показатели
И. п. стоя, лицо направлено в сторону броска, ноги на ширине плеч, мешочек удерживается на уровне груди;
ЗАМАХ поворот вправо (бросок выполняется правой рукой) правая нога сгибается, рука одновременно идет вниз-назад, выполняется поворот в сторону броска, рука движется вверх-вперед;
БРОСОК- резким движением руки вдаль-вверх, мешочек летит сохраняя заданное направление.
Метание мешочков 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет
результат
мальчики 1.8-3.4 2.5-4.1 3.9-5.7 6.7-7.5 6.7-8.0
девочки 1.5-2.3 2.4-3.4 3.0-4.4 4.0-4.6 4.5-5.5
Скоростно-силовые качества плечевого пояса определяются при помощи теста - бросок мяча массой 1 кг из положения сидя. Ребенок сидит спиной к линии, начерченной на полу, чтобы спина находилась перпендикулярно этой линии. Нужно выполнить бросок набивного мяча массой 1 кг вперед из положения сидя на полу спина прямая, ноги разведены в стороны, мяч отведен за голову как можно дальше. Ребенок совершает два броска, учитывается лучший результат.
Бросок набивного мяча 1 кг. Из- за головы 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет
результат
мальчики 119-157 117-185 187-270 221-303 242-360
девочки 97-153 97-178 138-24 156-256 193-313
Оборудование - площадка с разметкой минимальная длина 10 м, 2 мяча весом 1 кг каждый
Место проведения
Спортивная площадка, спортивный зал с разметкой по 50 см
Методика
Бросок производится двумя способами
1. И. п. стоя бросок из-за головы. От контрольной линии, ноги врозь, набивной мяч отведен за голову, бросок осуществляется двумя руками из-за головы.
2. И. п. сидя спиной к линии разметки. Спина прямая, ноги разведены в стороны, мяч удерживается двумя руками перед собой. Бросок выполняется двумя руками за голову (назад)
3. Ребенок берет по очереди 2 мяча и выполняет броски. Учитывается лучший результат
5. Тест на определение гибкости :
Гибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.
Цель : Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детей дошкольного возраста и из положения стоя на полу у детей школьного возраста .
Методика : Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке : Ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки) . Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке установленной перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи, то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент “достань игрушку”.
Наклон вперёд из положения сидя на полу : На полу мелом наносится линия А - Б, а от её середины - перпендикулярная линия, которую размечают через 1см. Ребёнок садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками-20-30см., ступни вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.
Гибкость сидя на полу 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет
результат
мальчики 4-12 2-9 2-8 1-9
девочки 5-13 3-10 2-9 2-12
6. Тест на определение силовых способностей :
Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий.
Цель : поднимание туловища из положения сидя согнутыми коленями за 30 сек на кол- во раз. Метание мешочков у детей (150-200гр.) метание мешочка правой (левой) рукой способом “из-за спины через плечо”. Встать за контрольную линию, бросить мешок с песком как можно дальше. Засчитывается самый лучший бросок из трех попыток
Методика поднимания туловища. Поднимание туловища из положения лежа на спине выполняется из исходного положения (ИП) :
лежа на спине на гимнастическом мате, руки за головой, пальцы сцеплены в «замок» , лопатки касаются мата, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты партнером к полу.
Участник выполняет максимальное количество подниманий туловища за 30 сек., касаясь локтями бедер (коленей, с последующим возвратом в ИП.
Засчитывается количество правильно выполненных подниманий туловища.
Поднимание туловища 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет
результат
мальчики 6-8 9-11 10-12 12-14
девочки 4-6 7-9 8-10 9-12
7. ТЕСТ Статическое равновесие. Функция равновесия определяется продолжительностью удержания следующей позы : стоя на одной ноге, руки на поясе, вторая нога опирается на голень опорной. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Потерей равновесия считается опора на обе ноги или перемещение опорной.
равновесие 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет
результат
мальчики - 3-5 12-20 22-35 35-42
девочки - 5-8 15-28 30-40 45-60
При проведении физической диагностики необходим стандартный набор спортивного оборудования :
Прыжковая яма для выявления скоростно-силовых качеств;
Перекладина и мешочки с песком 150-200гр. для выявления силовых качеств;
Гимнастическая скамейка и линейка для выявления гибкости;
Беговая дорожка и секундомер для выявления выносливости, скорости.
При тестировании детей следует соблюдать определённые правила. Исследования проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке. Одежда детей облегчённая . В день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально . Перед тестированием следует провести стандартную разминку всех систем организма в соответствии со спецификой тестов. Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности .
Форма проведения тестирования физических качеств детей должна предусматривать их стремление показать наилучший результат : дети могут сделать 2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления.
Порядок теста остаётся постоянным, и не меняется ни при каких обстоятельствах. Как правило, тестирование проводят инструктор физкультуры, воспитатель, старший воспитатель и медицинская сестра.
Тестирование должно проводиться осенью и весной в стандартных одинаковых условиях, что снизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информацию за исследуемый период.
Источник : Общероссийская система мониторинга физического развития детей , подростков и молодежи (Утверждено Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001 г. № 916)
Если Вы давно не занимались физическими нагрузками, но потом решили восполнить этот пробел, Вам необходимо проверить гибкость своего тела. Так Вы сможете подобрать посильную на данный момент нагрузку, избежите травм и растяжений. Ведь, недостаточно быть просто стройным, важно, чтобы и Ваши мышцы тоже были в надлежащей форме. Это надолго сохранит Ваши суставы в тонусе и позволит вести более активный образ жизни. Однако, как и все физические нагрузки, такие замеры гибкости нужно делать правильно, разбираемся как.
Тесты на гибкость бедренных и плечевых суставов
Хорошая растяжка и пластика, является отличной профилактикой остеохондроза и радикулита. Особенно она пригодится тем, кто ведет малоподвижный образ жизни и много времени проводит за компьютером.
- Гибкость плечевых суставов. Для этого Вам понадобиться помощник. Нужно: сесть спиной к партнеру, положить руки за голову и сцепить в замок. Скажите партеру, упираясь коленом Вам в спину, потянуть Ваши локти назад. Если почувствовали неприятные ощущения - остановитесь. Что у Вас получилось? Хорошо, если локти прошли линию плеч, прекрасно - если они образовали за спиной прямой угол.
- Можно еще одним способом проверить плечевые суставы. Лягте на скамью (лучше в тренировочном зале), чтобы плечи немного свисали. Поднимите руки и опускайте их прямыми за голову.
Если 2 ладони «ушли» ниже скамьи - хорошо, если туда же опустились 2 локтя - отлично, ну а, если Вы достали до пола, просто прекрасно и Вашей растяжке можно позавидовать.
- Также на скамье можно «замерять» гибкость бедренных суставов и растяжку мышц. Лягте на скамью, свесив ноги. Притяните одну ногу к груди и сильно прижмите руками. При этом положение тела на скамье должно быть ровным. Все основные точки прижаты к ее поверхности. Теперь попробуйте опустить вторую ногу вниз. Она должна быть максимально прямой.
Если, нога дошла только до уровня скамьи - хорошо, опустилась ниже ее уровня - прекрасно, достала до пола - отличная растяжка. То же самое нужно сделать для другой ноги.
- Еще один тест на гибкость бедер. Сядьте на скамью или ли на коврик. Вытяните ноги. Спина должна быть идеально прямая, ноги тоже. Начинайте наклоняться к ноге, носок не нужно натягивать, оставьте его в удобном для Вас положении.
Если Вы достали пальцами рук до пятки - хорошо, если Вы смогли ухватить стопу - отлично. Если при этом Вы сумели лечь на ногу - прекрасный результат. Сделайте то же самое в другую сторону.
- Возьмите палку, такой длинны, чтобы ухватив ее, руки были шире плеч. Поднимите над головой, и сдвиньте их чуть дальше линии плеч назад. Сведите максимально лопатки до момента небольшого дискомфорта. Зафиксируйте руки и старайтесь их не шевелить. Начинайте делать приседание.
Если у Вас получилось неполное приседание, и палка не сдвинулась с места, появились неприятные ощущения в тазобедренном суставе - хороший результат. Если получилось полное приседание и дискомфорт в районе поясницы - отлично. Если при полном приседании Вы не испытываете никаких дискомфортных ощущений - Ваша подготовка выше всяких похвал.
Тест на гибкость голеностопных суставов
Чтобы проверить возможности голени и подколенных сухожилий нужно:
- Встаньте в позу для отжиманий;
- Ладонями и носочками упритесь в пол;
- Начинайте двигаться руками и ногами по направлению друг к другу;
Если у Вас носочки и ладони встретились при прямых ногах - результат отличный, если Вы не смогли этого сделать - значит, Вам необходимо проработать эти зоны.
Тест на растяжку ягодичных мышц
Если Ваши ягодичные мышцы недостаточно растянуты, то при физических упражнениях Вы будете излишне напрягать мышцы спины, что может привести к дискомфорту в этой зоне, предупреждает сайт. Итак;
- Сидя на полу, расставьте ноги, согнутые в коленях;
- Начните наклоняться к одной ноге, а колено другой опустите на пол, ноги не сводите вместе;
- Руки должны быть с внешней стороны ноги, к которой наклоняетесь;
- Теперь опускайтесь корпусом максимально вниз;
Если Вы не смогли достать коленом пол или не получилось наклониться корпусом достаточно глубоко, Вам нужно проработать ягодичную зону мышц.
Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуе-мым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в ли-нейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты.
Аппаратурными способами измерения являются:
1) механи-ческий (с помощью гониометра);
2) механоэлектрический (с по-мощью электрогониометра);
3) оптический;
4) рентгенографи-ческий.
Для особо точных измерений подвижности суставов применя-ют электрогониометрический, оптический и рентгенографичес-кий способы. Электрогониометры позволяют получить графичес-кое изображение гибкости и проследить за изменением суставных углов в различных фазах движения. Оптические способы оценки гибкости основаны на использовании фото-, кино- и видеоап-паратуры. Рентгенографический способ позволяет определить тео-ретически допустимую амплитуду движения, которую рас-считывают на основании рентгенологического анализа строения сустава. В физическом воспитании наиболее доступным и распростра-ненным является способ измерения гибкости с помощью механи-ческого гониометра — угломера, к одной из ножек которого кре-пится транспортир. Ножки гониометра крепятся на продольных осях сегментов, составляющих тот или иной сустав. При выполне-нии сгибания, разгибания или вращения определяют угол между осями сегментов сустава.
Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упражнения:
1. Подвижность в плечевом суставе.
Испытуемый, взявшись за кон-цы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад (рис. 1,1).
Подвижность плечевого сустава оценивают по рас-стоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот (рис. 1, 2).
Кроме того,
наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шири-ной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наи-большее расстояние от пола до кончиков пальцев (рис. 1, 5).
2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед (рис. 1, 3, 4, б). Испытуемый в положе-нии стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оцени-вают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантимет-рах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстоя-ние обозначается знаком «минус» (—), а если опускаются ниже нулевой отметки — знаком «плюс» (+).
«Мостик» (рис. 1, 7). Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.
3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стре-мится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки (рис. 1, 8). Уровень подвижности в дан-ном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.
4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой (рис. 1, 10, 11). О высокой подвижности в данных суставах свиде-тельствует полное приседание.
5. Подвижность в голеностопных суставах (рис. 15, 12, УД). Из-мерять различные параметры движений в суставах следует, исхо-дя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) одина-ковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе вли-яют на подвижность в суставах.
Рис. 1. Контрольные упражнения (тесты) для опенки уровня развития гибкости
Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешних воздействий. Ее определяют по наибольшей амплитуде, которая может быть дос-тигнута за счет внешней силы, величина которой должна быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя получить объективную оценку пассивной гибкости. Измерение пассивной гибко-сти приостанавливают, когда действие внешней силы вызывает болезненное ощущение.
Информативным показателем состояния суставного и мышеч-ного аппарата испытуемого (в сантиметрах или угловых градусах) является разница между величинами активной и пассивной гиб-кости. Эта разница называется дефицитом активной гибкости.
Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста детского сада №232 ОАО РЖД»
Цель: обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- Выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.
- Осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.
- Упорядочить запись данных, сбор информации.
Актуальность.
В общей системе образовательной работы МДОУ физическое воспитание занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Одним из наиболее важных направлений деятельности старшего воспитателя является педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников.
Новизна.
Предложен набор тестовых упражнений и формы отчетной документации, которые позволяют проводить массовое обследование детей в определенные сроки.
Предложенная система мероприятий по сбору, обработке, анализу информации, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей позволяет отслеживать результаты и своевременно прогнозировать дальнейшую работу.
Возникает проблема получения качественной информации об уровне развития воспитанников в дошкольном образовательном учреждении по всем разделам программы и в частности по физическому развитию. Это обусловлено тем, что программы нового поколения не предлагают критерии оценки качества образования, не дают тестов для определения уровня развития дошкольника. Так обстоит дело и с комплексной образовательной программой «Детство», по которой работает наше дошкольное учреждение.
Программа по разделу «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» дает характеристику возрастных особенностей воспитанников, уровни в освоении содержания программных задач
(высокий, средний, низкий), предложены минимальные результаты, но тестовых заданий нет, поэтому возникла необходимость систематизировать работу в этом направлении.
Нами разработана программа физического обследования дошкольников, которая состоит из диагностических тестов с описанием методики.
Диагностика физического развития позволяет:
- получить объективную оценку уровня физического развития и физической подготовленности детей;
- составить план физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, скорректировать его;
- осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.
Во время тестирования важно учитывать:
- индивидуальные возможности ребёнка;
- особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитии ребёнка.
Перед выполнением контрольных двигательных заданий следует провести небольшую разминку (спокойная ходьба, переходящая в бег, непрерывный бег 1,5 минуты, дыхательные упражнения).
Тесты лучше проводить в игровой форме, чтобы детям нравились занятия, чтобы они могли ощутить «мышечную радость» от физических нагрузок.
Тесты для детей 2 младшей группы.
Тестирование этой возрастной группы проводится в одно занятие. Учитывая усложняющийся характер упражнений, следует более тщательно подойти к организации подготовительной части. В неё необходимо включить упражнения в ходьбе на носках, пятках, в полуприседе, по веревочке.
Необходимо предусмотреть ряд прыжковых упражнений: спрыгивание со скамейки, прыжки из круга в круг, лежащих на доступном расстоянии. Желательно включить упражнения на лазание и бросание мячей, беговые упражнения, игры.
Тест 1
Цель: определить координационные способности.
Ребёнок должен пройти по линии длиной 3 м, шириной 15 см. Тест считается выполненным, если ребенок, держа голову, проходит по этой линии, не касаясь ограничений.
Тест 2
Цель: определить выносливость детей, умение бежать без остановки, частоту координационных способностей.
Дети должны медленно бежать, непрерывно в течение одной минуты. Упражнение выполняется вместе со взрослым, который бежит впереди и задаёт посильный для детей темп.
Тест 3
Цель: определить силовые и координационные способности.
Дети должны лазать вверх-вниз по гимнастической стенке на высоту 1,5м.
Дети выполняют упражнение самостоятельно, но с подстраховкой. У основания стенки должны лежать маты.
Тест 4
Цель: Определить точность движений.
Дети должны передать друг другу резиновый мяч диаметром 15-20 см. и поймать его. Расстояние между детьми 1,5 м. Тест считается выполненным, если из 3 раз ребенок 2 раза поймал мяч.
Тест 5
Цель: Определить силу мышц ног, умение прыгать, отталкиваясь двумя ногами.
Ребенок должен подпрыгнуть и коснуться вытянутой рукой предмета, поднятого на высоту 15см от вытянутой руки. Тест считается выполненным, если из трёх попыток ребенок дважды достал предмет.
Тест 6
Цель: определить координационные способности, волевые проявления.
Ребенок должен спрыгнуть с тумбы(скамейки) высотой 20 см в круг диаметром 80см. Тест считается выполненным, если ребенок, оттолкнувшись двумя ногами, приземляется на обе, не задев при этом границы круга.
Оценка результатов тестирования детей 2 младшей группы.
5 баллов – все элементы теста выполнены в полном соответствии с моделью, представленной в настоящей работе.
4 балла – при выполнении теста допущена одна ошибка, существенно не влияющая на конечный результат.
3 балла – тест выполнен с большим трудом, имеются значительные ошибки, отступления от указанной модели.
2 балла – тест практически не выполнен, однако ребенок делает попытки, где 1-2 элемента, не имеющих существенного значения, все же выполняются.
1 балл – ребенок не делает попыток выполнить тест, физически не в состоянии выполнить ни одного элемента теста.
Входная диагностика физической подготовленности детей 2 младшей группы
Тесты на определение скоростных качеств.
Быстрота – способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.
Тест №1. Бег на 10 м с хода
Цель: определить скоростные качества ребенка и его реакцию в беге на 10 м с хода.
Методика: На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (в 6 - 7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет - кегля, кубик), для того чтобы ребенок, пересекая линию финиша, не делал резкой остановки. Предлагаются две попытки, отдых между ними 5 мин.
Ребенок по команде «на старт» подходит к черте и занимает удобную позу. Воспитатель стоит сбоку от линии старта с секундомером. После взмаха флажком ребенок делает разбег. В момент пересечения линии старта воспитатель включает секундомер и выключает его тогда, когда ребенок добегает до линии финиша.
Фиксируется лучший результат из двух попыток.
Тест № 2. Бег на 30 м с высокого старта
Цель: определить скоростные качества в беге на 30 м с высокого старта.
Методика:
Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, ширина 3 м). На дорожке отмечаются линия старта и линия финиша. Тестирование проводят двое взрослых; один находится с флажком на линии
старта, второй (с секундомером) - на линии финиша. За линией финиша на расстоянии 5 -7 м ставится яркий ориентир. По команде воспитателя «внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «марш» - взмах флажком (он должен
даваться сбоку от ребенка). В это время воспитатель, стоящий на линии
финиша, включает секундомер. Во время короткого отдыха (3 - 5 мин)
проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями.
Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат. Внимание! Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.
Тесты на определение скоростно-силовых качеств
Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного аппарата.
Тест № 3. Прыжок в длину с места
Цель: определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.
Методика: Обследование прыжков в длину с места можно проводить на участке детского сада в теплое время, а в помещении в холодное время года. Прыжок выполняется в заполненную песком яму для прыжков или на взрыхленный грунт (площадью 1x2 метра). При неблагоприятных погодных условиях прыжки можно проводить в физкультурном зале, для этого может быть использована физкультурная дорожка.
Ребенку предлагают, отталкиваясь двумя ногами, с интенсивным взмахом рук, от размеченной линии отталкивания на максимальное для него расстояние и приземляться на обе ноги. При приземлении нельзя опираться позади руками. Измеряется расстояние между линией отталкивания и отпечатком ног (по пяткам) при приземлении (в см.). Делаются 3 попытки. Засчитывается лучшая из попыток.
Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.
Тест № 4. Метание набивного мяча массой 0,5 кг. Вдаль двумя руками с замахом из-за головы из и.п. стоя
Цель: определение силы и координации.
Методика: Испытание проводится на ровной площадке длинной не менее 10 м. ребенок встает у контрольной линии разметки и бросает мяч из – за головы двумя руками вперед из исходного положения стоя, одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь. При броске ступни должны сохранять контакт с землей. Допускается движение вслед за произведенным броском. Делаются 3 попытки. Засчитывается лучший результат.
Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.
Тест № 5. Метание мешочка с песком вдаль
Цель: определение ловкости и координации.
Методика: Обследование дальности метания проводится на асфальтовой дорожке или физкультурной площадке. коридор для метания должен быть шириной не менее 3 метров и длиной 15 – 20 метров. Дорожка предварительно размечается мелом поперечными линиями через каждый метр и пронумеровывается цифрами расстояние. Линия отталкивания шириной 40 см заштриховывается мелом. По команде, ребенок подходит к линии отталкивания, из и.п. стоя производит бросок мешочка (200 гр.), одной рукой из – за головы, одна нога поставлена впереди другой на расстоянии шага. При броске нельзя изменять положение ступней. Засчитывается лучший результат из трех попыток.
Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет
.Тесты на определение выносливости.
Выносливость – это способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Она определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.
Тест № 6. Подъем туловища из положения лёжа.
Цель: определить выносливость при подъеме.
Методика: Ребенок лежит на гимнастическом мате на спине, скрестив руки на груди. По команде «начали» ребенок поднимается, не сгибая колен (воспитатель слегка придерживает колени ребенка, сидя на мате рядом с ним), садится и вновь ложится. Воспитатель считает количество подъемов. Тест считается правильно выполненным, если ребенок при подъеме не коснулся локтями мата, а спина и колени оставались прямыми.
Из двух попыток засчитывается лучший результат .
Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.
Тест № 7. Бег в умеренном (медленном) темпе.
Цель: определение общей выносливости в беге на дистанции 9, 120, 150.
Методика: Тест проводится с небольшой подгруппой (5 - 7 человек), сформированной с учетом уровня двигательной активности детей. Участвуют два воспитателя и медсестра, которая следит за самочувствием детей.
Воспитателю заранее необходимо измерить дистанцию беговой дорожки (в метрах) и разметить ее - отметить линию старта и половину дистанции. Дорожка может проходить вокруг дошкольного учреждения. Дети подходят к линии старта. Воспитатель группы дает команду «на старт» и включает секундомер. Воспитатель по физической культуре бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановок.
Тест предназначен для детей: 5 лет - дистанция 90 м;
6 лет - дистанция 120 м;
7 лет - дистанция 150 м.
Тест на определение гибкости.
Гибкость – морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.
Тест № 8. Наклон туловища вперед из положения стоя.
Цель: определение гибкости.
Методика: Тест проводится двумя воспитателями. Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Задание: наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей). Второй воспитатель по линейке, установленной перпендикулярно скамейке, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».
Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.
Тест на определение ловкости
Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Тест № 9.
Цель: определить ловкость в беге зигзагом.
Методика: Тест проводится на спортивной площадке или в зале длиной не менее 15 м. Намечается линия старта, которая является одновременно и линией финиша. От линии «старта» на расстоянии 5 м кладутся 2 больших мяча, от них на расстоянии 3 м еще 2 больших мяча параллельно первым и еще 2 мяча на таком же расстоянии. Таким образом, дистанция делится на 3 зоны. Расстояние между мячами 2 м. Необходимо указать направление движения стрелками.
По команде «На старт!» ребенок становится позади линии старта. По команда «Марш!» ребенок бежит зигзагом в направлении, указанном стрелкой между мячами и финиширует. Воспитатель выключает секундомер только после того, как ребенок пройдет всю дистанцию. Время измеряется с точностью до 1/10с. Тест проводится одним ребенком 2 раза и фиксируется лучший результат. Если ребенок задел мяч или столкнул его с места, сбился с курса или упал, тест проводится заново.
Ребенку необходим показ.
Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.
Диагностическая карта физической подготовленности детей 4-7 лет
Фамилия, имя ребенка | сила | скорость | скорость -сила | координация движений | ловкость | гибкость | выносливость | Уровень |
|||
динамометрия | Бег 30 м. с высокого старта (сек.) | Прыжок в длину с места (см) | прыжок в высоту с разбега (см) | Метание вдаль (м) | Тест № 1 | Тест № 2 | Бег «зигзагом» (сек.) | Наклон вниз (см) | Подъем туловища из положения лёжа (кол-во раз за 30 сек.) |
Критерии и показатели
физической подготовленности детей 3-7 лет
Наименование показателя | Пол | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет |
|
Бросок набивного мяча | Мал | 110-150 | 140-180 | 160-230 | 175-300 | 220-350 |
|
Дев | 100-140 | 130-175 | 150-225 | 170-280 | 190-330 |
||
Прыжок в длину с места | Мал | 60-85 | 75-95 | 85-130 | 100-140 | 130-155 |
|
Дев | 55-80 | 70-90 | 85-125 | 90-140 | 125-150 |
||
Наклон туловища вперед из положения стоя (см) | Мал | ||||||
Дев | 7-10 | 8-12 |
|||||
Бег на дистанцию 10 метров схода | Мал | 7,8-7,5 | 5,5-5,0 | 3,8-3,7 | 2,5-2,1 | 2,3-2,0 |
|
Дев | 8,0-7,6 | 5,7-5,2 | 4,0-3,8 | 2,6-2,2 | 2,5-2,1 |
||
Бег на дистанцию 30 метров | Мал | 8,5-10,0 | 8,2-7,0 | 7,0-6,3 | 6,2-5,7 |
||
Дев | 8,8-10,5 | 8,5-7,4 | 7,5-6,6 | 6,5-5,9 |
|||
Бег зигзагом | Мал | 9,5-11,0 | 9,2-8,0 | 8,0-7,4 | 7,2-6,8 |
||
Дев | 9,8-11,5 | 9,5-8,4 | 8,5-7,7 | 7,5-7,0 |
|||
Подъем туловища в сед за 30 сек. (количество) | Мал | 9-11 | 10-12 | 12-14 |
|||
Дев | 8-10 | 9-12 |
|||||
Бег на дистанцию 90,120,150 метров | Мал | 31,6-34,6 | 31,9-35,0 | 31,5-35,2 |
|||
Дев | 32,0-35,0 | 32,0-36,0 | 32,5-37,0 |
||||
Метание набивного мешочка вдаль | Мал | 4,0-4,5 | 6,0-7,0 | 7,5-8,5 | 8,5-12 |
||
Дев | 4,0- 4,5 | 5,5-6,5 | 7,0-8,0 | 7,5-10 |
Тест по определению прироста показателей психофизических качеств
Для оценки темпов прироста показателей психофизических качеств мы предлагаем пользоваться формулой, предложенной В.И. Усачевым:
100(V1 – V2)
W = ½ (V1+V2)
где W - прирост показателей темпов в %
V1 - исходный уровень
V2 - конечный уровень.
Например: Саша Д. прыгнул в длину с места вначале года на 42 см., а в конце – на 46см. подставляя эти значения формулу, получаем:
W= 100(46-42) = 9%
1/2(42+46)
Хорошо это или плохо? Ответ на этот вопрос можно найти в шкале оценки темпов прироста физических качеств.
Шкала оценок темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста
Темпы прироста (%) | Оценка | За счет чего достигнут прирост |
До 8 | Неудовлетворительно | За счет естественного роста |
8-10 | Удовлетворительно | За счет естественного роста и естественной двигательной активности |
10-15 | Хорошо | За счет естественного прироста и целенаправленной системы физического воспитания |
Свыше 15 | Отлично | За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений |
Таким образом, представленные тесты и диагностические методики
позволяют:
- оценить различные стороны психомоторного развития детей;
- видеть динамику физического и моторного развития, становления координационных механизмов и процессов их управления;
- широко использовать данные задания в практической деятельности дошкольных учреждений.