1.Организационный момент
Ребята, здравствуйте! Меня зовут Александра Михайловна и мы сегодня вместе проведем занятие. Давайте поздороваемся друг с другом. Сначала погладим соседа по ладошке по очереди. Теперь давайте хлопнем друг друга по ладошке. Молодцы!
Знакомство с этапом ведения речи:
Сегодня у нас на занятии новое правило: сначала послушай, а потом повтори.
2.Введение в тему
Ребята, рассаживайтесь на ковре и не забудьте снять обувь.
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
И самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? ...
(Зима)
Умницы! Сегодня к нам в гости на занятие пришла зима.
3. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением
Наша гостья зима, приглашает нас отправится на зимнюю лужайку. Давайте представим, что мы сидим на этой зимней лужайке.
Садитесь на ковер, но не забудьте снять обувь.
А) Расслабление мышц рук
1. «Снежный комок»
Посмотрите вокруг, сколько много снега. Давайте, представим что мы берем его в ладошки и крепко, крепко сжимаем, чтобы у нас получился снежный ком. А теперь отпускаем наш снежный ком. И еще раз берем снег в ладошки и сжимаем сильно, сильно. И отпускаем.
2. «Северный олень»
Давайте представим, что мы превратились с оленей деда мороза. У нас выросли красивые, сильные рога, как у настоящих северных оленей.
Б) Расслабление мышц ног
Упражнение «Сосульки»
Ребята, вы наверное все видели, как зимой под крышами растут длинные сосульки. Сейчас наши ножки, тоже провраться в такие длинные, твердые сосульки.
Мы будем тянутся вперед носочками, чтобы у нас получились самые настоящие сосульки. Тянем, чтобы почувствовать напряжение в ножках и отпускаем.
В) Расслабление мышц ног, рук и корпуса.
1) «Снежный ком»
Дети, скажите, а вы любите лепить снеговика?
Зима- это самое подходящие время, чтобы лепить снеговика. Давайте представим, что мы скатали большой снежный ком для снеговика и нам его нужно донести до нужного места.
Сожмите кулаки. Наклонитесь, возьмите ком. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело нам нести такой большой ком! Подержали его. Устали руки и положили ком на землю.
2) «Снежинки»
Давайте представим, что мы - снежинки. Заметает вьюга, мы летим в разные стороны (стоя на месте, с силой раскачиваемся из
стороны в сторону с поднятыми руками – все мышцы напряжены). Ветер стих, а из снежинок получился большой сугроб. Замерли снежинки, расслабились(дети садятся на пол, как удобно, расслабляют мышцы).Г) Внушение состояния покоя по представлению
Давайте теперь ляжем на пол, чтобы друг другу не мешать и закроем глазки.
Представьте себе, что все вы – легкие снежинки, очень красивые и весёлые. Вас подхватывает ветерок и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Маленькие снежинки поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждую снежинку … (пауза – поглаживание детей). Обдувает снежинки …, ласкает снежинки … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза.
4.Развитие дыхания
Итак, мы с вами все еще на снежной поляне. В
се вокруг белым бело, какой здесь свежий морозный воздух. Давайте подышим этим воздухом.Ах! Какой воздух! Дети разводят руками и глубоко вдыхают.
Ах! Какой морозный воздух.
Какой прозрачный и чистый воздух! Как дышится хорошо.
4.а Работа над гласными. Игра «Эхо»
Я предлагаю вам сыграть в игру «Эхо».
Я буду произносить звуки, а вы за мной повторяйте.
(Сначала произносятся отдельные звуки, потом весь звуковой ряд вместе)
Теперь за мной повторяют только мальчики.
Теперь только девочки.
Теперь девочки произносят громко, громко, а мальчики тихо и тихо.
И наоборот девочки тихо, а мальчики громко.
4.б Развитие речевого дыхания
Дети, скажите, а когда потеряешься что нужно кричать?
Ау!Давайте и мы с вами крикнем громко громко: ау! А теперь тихо, как мышки: ау!
Повторение правила безопасного поведения:
Молодцы! Ребята, я думаю вы помните, что ходить одним опасно и можно потеряться. Поэтому не ходите одни.
А сейчас одевайте обувь и садитесь за столы.
5.Знакомство с темой занятия. Коррекционная работы на этапе отраженной речи. Актуализация словаря по теме «Зима. Зимние признаки. Зимующие птицы».
Ребята, смотрите какая красивая у меня картинка. Она вам поможет догадаться, о каком времени года я сейчас расскажу.
Солнце светит мало, его лучи уже не согревают землю. Нет- нет, да и посыплется снежок. Замерзают лужи, речки, озера. Люди одевают теплую одежду, чтобы не замерзнуть. Все вокруг белое.
1.Ребята, когда это бывает? - Зимой
2.После какого времени года приходит зима? - после осени
3.Какой первый месяц зимы? – декабрь
4.А какие еще месяцы есть в этом времени года? – январь и февраль
5.Какой главный праздник отмечают зимой? - Новый год
6. Как называются птицы, которые не улетают на юг, а остаются с нами зимой?- зимующие птицы
7. Что строят люди для птиц, чтобы помочь им зимой?- кормушки
6.Развитие психических функций. Игра «Исправь ошибки»
Ребята, посмотрите, сегодня нам с вами пришло письмо от снеговика. Он пишет нам о зиме. Я его прочитала, но не поняла. Давайте вместе прочитаем и разберемся в этом письме.
Зимой очень жарко. На улице ярко светит солнце. С неба падает снег. На деревьях много листьев. Дует теплый, легкий ветерок. Дети катаются на лыжах и санках. И лепят снеговиков из земли. Люди одевают теплую одежду.
Молодцы! Вы исправили все ошибки и теперь мы точно знаем, что бывает зимой.
7.Развитие анализа, расширение языкового словаря. Игра «Хлопни в ладоши».
А теперь, ребята, приготовьте свои ладошки. Сейчас вам нужно будет хлопнуть, когда вы услышите подходящее слово.
Снежинка- горит, тает, летает, идет, кружится, воет, стучится
Лед- горит, трескается, тает, говорит, тонет
Метель- кружится, воет, поет, стучится
Зима(какая?) - снежная, солнечная, жаркая, морозная, золотая, холодная.
8.Физминутка. Координация движения с речью
Первый раз я покажу сама. Второй раз сделаем вместе движений. А третий раз вместе повторим движения и стихотворение.
Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
9.Дидактический синквейн. Развитие связной речи, обогащение словаря
Ребята, я предлагаю вам вспомнить нашу волшебную пятерку и попытаемся описать зиму, ее признаки.
- Кто/что
- Какой, какая, какие
- Что делает?
- Свое отношение (придумать предложение)
- Обобщающее понятие
10.Подведение итогов.
Ребята, про какую тему мы сегодня говорили? Какое время года сейчас на улице? Как называются птицы, которые остаются на зиму?
Вы хорошо поработали, молодцы!
Конспект индивидуального занятия с ребенком, страдающим заиканием (5-6 лет)
План
I. Вводная часть.
1. Речевая зарядка — «Лесная зарядка».
II. Основная часть.
1. Разучивание нового диалога «Лиса и тетерев».
2. Пальчиковая гимнастика – «Зайчик».
3. Стихотворение с мячом – «Мяч по кругу».
4. Пересказ сказки «Теремок».
III. Заключительная часть.
2. Задание на дом.
Ход занятия
I. Вводная часть.
1. Речевая зарядка «Лесная зарядка».
Цель: Развитие чувства темпа и ритма.
Логопед: Здравствуй, Миляуша! Как твое настроение? Давай начнем наше занятие с разучивания новой речевой зарядки. Я буду читать речевку, а ты повторяй за мной движения:
Раз-присядка, два — прыжок,
И опять присядка.
А потом опять прыжок-
Птичка крылышками машет.
И взлетает без оглядки.
Это – птичкина зарядка.
А лисята, как проснутся,
Очень любят потянутся.
Ловко хвостиком махнуть.
Ну, а мишка косолапый
Широко разводит лапой,
То одну, то обе в месте.
Долго топчется на месте.
А когда зарядки мало
Начинает все сначала.
II. Основная часть.
1. Разучивание нового диалога.
Цель: Развитие плавности, слитности речи, развития голосового диапазона.
Логопед: Молодец! А теперь давай мы с тобой попробуем выучить новый диалог. Я буду читать по фразам, а ты повторяй за мной:
— Терентий, Терентий! Я в городе была.
— Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Была так была.
— Терентий, Терентий! Я указ добыла.
— Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Добыла так добыла.
— Чтобы вам, тетеревам, не сидеть по деревьям, а все бы гулять по зеленым лугам.
— Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Гулять так гулять.
— Терентий, Терентий! Кто там едет?
— Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Мужик.
— Терентий, Терентий! А за мужиком кто бежит?
— Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Жеребенок.
— Терентий, Терентий! А какой у него хвост-то?
— Ну так прощай, Терентий, мне дома недосуг!
2. Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Логопед: А теперь, давай поиграем с нашими пальчиками. Сначала я покажу, а потом попробуем вместе.
В одном доме (развернутые книзу пальцы опускается на стол) с большой крышей («Крыша»)
Жил зайчик («Заяц»)
Утром он запускал кораблик в речке («Кораблик»)
А вечером закрывал дверь в своем доме («Дверь») и ложился спать («Спать»).
3. Стихотворение с мячом.
Цель: Координация речи с движением. Закрепление ритма движения и слова.
Логопед: А теперь давай поиграем с мячом.
Раз! Раз! Раз! Раз!
Вот так! Вот так!
4. Пересказ сказки «Теремок»
Цель: Развитие правильного, спокойного, слитного проговаривания, выделение интонаций, управление громкостью и тембром голоса.
Логопед: А теперь давай ты попробуешь пересказать сказку «Теремок». Сначала я буду читать по фразам, а ты повторяй за мной, а затем буду задавать тебе вопросы, а потом уже попытаешься сама пересказать сказку.
Пролетая по лесу, увидела муха теремок. Постучалась, а нет там никого. И стала она там жить. Пробегала мимо мышка. Постучалась:
— Это, я, муха-цокотуха, а ты кто?
— Это я, мышка-норушка, пустите меня жить к себе.
Постучалась к ним и лягушка-квакушка, они и ее пустили к себе жить. Пробегал мимо зайчик-попрыгунчик и решил постучатся:
— Терем-теремок, кто в теремочке живет?
— Это мы – муха – цокотуха, мышка-норушка, лягушка-квакушка, давай и ты к нам жить.
Скоро стали жить они впятером: муха – цокотуха, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгунчик, да петушок-золотой гребешок.
Однажды мимо проходил медведь — косолапый. Он тоже постучался в теремок.
— Терем-теремок, кто в теремке живет?
— Это мы — муха – цокотуха, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгунчик, петушок-золотой гребешок.
— Пустите меня тоже к вам жить.
Пустили и его жить. Залез медведь косолапый на крышу, не выдержал теремок, да развалился. Тогда построили они новый теремок: большой и красивый. Стали жить-поживать, да добра наживать.
III. Заключительная часть.
Цель: Развитие лексико-грамматической структуры языка, слитности, плавности, выразительности речи.
Повторить дома новый диалог.
Характеристика заикающегося ребенка.
Заикаться начала пол года назад. Родители жалуются на быструю утомляемость, рассеянность внимания, тревожность. Низкая степень фиксированности на своем дефекте. Ребенок без особого клинического своеобразия, с легкой формой клонического заикания.
kokarevala.narod.ru
План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему:
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПО МЕТОДИКЕ
УСТОЙЧИВОЙ НОРМАЛИЗАЦИИ РЕЧИ.
(первый год обучения)
Составила учитель – логопед
Смирнова Татьяна Валентиновна
МДОУ №13 г. Рыбинск
- Закреплять навыки плавной речи с движениями пальцев ведущей руки в различных ее формах.
- Расширять возможности диафрагмально-реберного
10. Воспитывать смелое речевое поведение
ОБОРУДОВАНИЕ: пособия на поддувание на каждого ребенка,
картины с различными звуками,
таблица с упражнениями Петера Губерина,
шапочки для инсценировки стихотворения.
Разучивание стихотворения «Шутка» В.Викторова
Дима – следить за мягким и плавным входом в речь
Вика – длительный речевой выдох
Катя – соблюдать речевые паузы
Вика – передавать при помощи интонации различные эмоциональные состояния
1. Организационный момент:
Я вас видеть рада.
Может быть друг другу
Мы протянем руки.
Солнышко в ладошке,
Так бывает в детстве,
Потому что в детстве
Много солнца в сердце.
Сегодня на занятии мы отправимся в волшебное путешествие по реке «красивой речи». Вы будете моряками, а я вашим капитаном. Слушайте меня внимательно, все запоминайте и за мной повторяйте.
2. Развитие координации и ритмизации движений.
Расскажи стихи руками.
Я на мостике стою, и бинокль в руках держу
Волны плещутся слегка качка тихая пока.
Волны сильными вдруг стали
И от качки все упали.
За канат держусь я крепко
Вдруг сорвало ветром кепку.
Я ловить рукою стал
Чуть с мосточка не упал.
Моряки повторяйте мои команды.
Гимнастика Петера Губерина.
И – ХОП – ТА – НА – СА
Для того чтобы надувались паруса на корабле, нужен воздух и ветер. Вот и нам для речи нужен воздух.
Летит снежинка белая,
Такая чистая, такая смелая. Дети дуют на снежинки: спокойно и
Какой свежий воздух на речке. Давайте подышим.
«Дотянись до носочка» Наклон вниз – резкий выдох ффф
Чтоб на спинке покататься Поддягиваем ноги к груди – выдох со
Надо в мячик превращаться. звуком ффф
Крутить педали не легко, На каждое движение ногами выдох
Если ехать далеко. со звуком ффф
Лежа и стоя положить руки на живот.
Вот мы шарик надуваем, Сделать глубокий вдох через нос
А рукою проверяем. (живот вперед), свободный выдох
Шарик лопнул – выдыхаем, (живот назад).
Наши мышцы расслабляем.
Жук, жук, пожужжи. Руки в стороны – вдох,
Где ты прячешься, Опускаются вниз – выдох
Скажи. Со звуком «ж»
Гуси, вы гуси Медленный наклон вперед —
Красные лапки на выдохе «га», выпрямляются –
— Ребята у настоящих моряков речь плавная и слитная.
«Плавно, слитно льется ваша речь, так вода умеет течь».
Ручки растираем и разогреваем
И теплом лицо свое мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли.
— Постукиваем лоб пальцами от середины к вискам. Тянем звук «м»
— Постукиваем от спинки носа к ушам. Тянем звук «м» или «н»
Губки разминаем, чтобы улыбались.
— Постукивать кончиками пальцев надгубное пространство. Тянем на выдохе звук «в».
— Постукивать под нижней губой. Тянем звук «з».
По грудке постучим мы.
— Постукивать верхнюю часть грудной клетки. Тянем на выдохе звуки «м» или «ж».
И по шейке вниз к плечам стекаем.
Упражнение на снятие напряжения с мимических и артикуляционных мышц.
Пальчики нажимают за ушами и отпирают ротик.
«даом», «гаом», «баом», «маис».
Ребята, нам пришли письма, но они не написаны, а нарисованы.
В первом письме колыбельная песня. Давайте ее споем а-а-а-а.
В следующем письме нарисован катер.Давайте подадим сигнал
Тихо у-у-у, громко у-у-у. Коротко у у у, долго у____________.
А теперь давайте мы пошлем всем приветы.
Пропевание звуков с жестами, ниточкой, рукой. (все вместе)
Пропевание звуков с разной интонацией. (по одному)
Упражнения с пробками.
Проговаривание в разном темпе, с разной силой голоса: тихо, громко; с перестановкой логического ударения.
« У Сени и Сани в сетях сом с усами».
6. Работа над навыком плавной речи. Стихотворная речь.
Элементы аутотренинга. Звучит музыка.
«Сели удобно и спокойно, глазки закрыли. Слушаем звуки музыки.
Почувствовали свои пяточки, животики, тяжелые руки. Я спокоен/5, все мое тело спокойное. Дыхание ровное и спокойное./5
Я вдыхаю покой и выдыхаю покой /5.
— Моряки любят и пошутить. Давайте вспомним и расскажем стихотворение «Шутка» (рассказывание с жестами, с рукой по ролям). Я хочу вам напомнить правило: при разговоре надо смотреть на того с кем говоришь.
«Мальчик к доктору идет:
— У меня болит живот.
— Я персик ел, он зеленый не дозрел.
Доктор капли дал для глаз:
— В день пускай по десять раз,
Может лучше, разберешь
Что ты в рот себе кладешь».
Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось путешествовать по реке красивой речи? Подумайте и расскажите полным ответом, что вам понравилось на занятии.
Логопед отмечает положительные стороны в работе каждого ребенка.
1.Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников/ Под ред. В.И.Селиверстова. – М.,2004.
2.Андронова Л.З. Как лечить заикание. – М., 1993.
3.Бахматова З.Н., Фридрих И.А. Плавно, медленно, красиво… — М., 2010
План-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме:
Конспект интегрированной НОД для детей с невротическим заиканием
Конспект логопедического занятия для детей дошкольного возраста с заиканием
Средняя группа, невротическая форма заикания
Тема: развитие сопровождающей формы речи в процессе ручной деятельности (аппликация флажка)
Оборудование: шарики, легкие предметы (пушинки), картинки для артикуляционной гимнастики, красные листочки прямоугольной формы, клей, ножницы, деревянные палочки.
Здравствуйте ребята! Давай те начнем наше занятие!
Сейчас я вам буду читать стихи, а вы закроете глаза. Начинается «Волшебный Сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать, но не будете двигаться, и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова, шептать не надо, спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончиться, когда я скажу: «Открыть глаза! Встать!».
Внимание наступает «волшебный сон»…
Мы спокойно отдыхаем…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Шея не напряжена И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Всем открыть глаза и встать!
2. Общая моторная зарядка
Упражнения на расслабление:
Встаньте в круг, руки опустите вдоль туловища:
- правое плечо поднять к правому уху, «бросить» (опустить в исходное положение), левое плечо к левому уху, бросить, оба плеча поднять, а затем бросить.
- голову опустить на грудь, затем медленно под счет от 1-4.
- руки поднять вверх, расслабить кисти, локти, бросит вдоль туловища (все под счет 1-4)
- расслабленными руками имитировать движения, как при полоскании белья
- поднять ногу, колена на уроне бедра, левое – правое попеременно
- согнуть туловище, руки повисли как плети, медленно подняться
- Надуйте и сдуйте шарики
- Сдувание и поддувание легких предметов
3. Речевая зарядка
Формирование нижне-диафрагмального дыхания
С тренировкой диафрагмального дыхания одновременно проводятся голосовые упражнения:
Упражнения на развитие подвижности артикуляционного аппарата, и переключаемости с одного движения на другое:
Язычок на спортплощадке
Рот приоткрыть. Язык максимально высунуть изо рта и оттягивать вправо-влево.
Хотя это нелегко,
Рот открыть и не закрывать. Тянуться языком к носу.
К подбородку близко.
Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородку.
Ловко сделал мостик,
Вниз запрятал хвостик.
Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.
А теперь Язык, как мячик,
За зубами сверху скачет.
Держать рот широко открытым. Стучать кончиком языка по внутренней поверхности верхних резцов.
Поспешил на ипподром,
На лошадку сел верхом.
Широко открыть рот и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку.
В гриб на ножке превратился.
Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку.
Язычок теперь гимнаст.
Закрутился вверх у нас.
Рот открыть. Поднять язык за верхние зубы. Закрутить его наверх. Придержать зубами.
А сейчас он развернулся,
Лег и в трубочку свернулся.
Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык. Завернуть края языка внутрь.
Язычок чуть-чуть устал.
Он спокойно полежал.
Высунуть широкий язык. Расслабить мышцы языка. Удерживать его в таком положении 10 сек.
Борьба с трудными звуками
И – ПРИ- ПРИКЛЕИВАЮ – ПРИКЛЕИВАЮ – ПРИКЛЕИВАЮ
Я – ПРЯ – ПРЯМОУГОЛЬНИК- ПРЯМОУГОЛЬНИК-ПРЯМОГУЛЬНИК
Е – ТРЕ – ТРЕУГОЛЬНИК – ТРЕУГОЛЬНИК – ТРЕУГОЛЬНИК
4. Координация речи с движениями
В бутылку с водой
И прутик вишнёвый
Я ночью тихонечко
И в банку с водою
Что, если кистями
Вдруг вырастет знамя
Но мама увидела
Пришла и сказала:
— Не вырастет! Нет! —
Ты, сын, не грусти!
Ты лучше — ка сам
Вот станешь, как папа, —
И знамя большое
В руках понесёшь.
Читается стихотворение и отбивается ритм, карандашом по столу, или хлопками с ладошки.
5. Речевая работа
Сейчас мы с вами сделаем бумажный флажок на палочке. Я раздам красные листочки прямоугольной формы. Па предыдущем занятии мы учились складывать бумажные листочки пополам. Сделайте это сейчас (в процессе работы логопед задает вопросы каждому ребенку):
Катя, что ты делаешь сейчас? (складываю бумагу пополам)
Какого цвета бумага? (красного)
Какой формы листочек? (прямоугольный)
Теперь склеим обе половинки. Смотрите дети, я мажу клеем одну половинку. Я намазываю клей аккуратно, понемножку. Теперь вы делайте так же.
Таня, что ты делаешь? (мажу клей на одну половинку)
А теперь, Андрей скажи, что ты делаешь, но, не повторяя слова Тани? (я мажу клей вот здесь)
— а ты Илья (я мажу половинку листочка клеем)
Сейчас я покажу, как приклеить флажок к палочке. Смотрите внимательно. Теперь тоже самое сделайте со своим флажком.
Что ты сейчас делаешь со своим флажком? (я его прикрепляю к палочке), (я прикрепляю свой флажок к палочке)
Молодцы, покажите свои флажки друг другу.
Теперь положите руки на парты, глубоко вдохните и выдохните.
6. Домашняя работа
Ребята, дома вы проделаете снова эту работу, и научите своих родителей создавать такие же флажки. А так же подумайте, найдите дома, какие есть еще флажки, и расскажите нам о них.
Все хорошо сегодня занимались, флажки получились красивые. Мы дальше будем учиться аккуратно, выполнять поделки, и помогать друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели:Активизировать словный запас.
Данный конспект индивидуального логопедического занятия содержит в себе, кроме материала непосредственно по автоматизации звуков [с] и [л], материал по использованию различных игр в речевой работе с д.
Конспект индивидуального занятия для детей дошкольного возраста с ЗПР по теме «В гости к нам зима пришла».
Формирование готовности к школе — одна из главных задач в работе педагогов дошкольного учреждения.
Конспект открытого занятия для детей дошкольного возраста с ОВЗ: « Дружные ребята».
Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование навыка составления рассказов-описаний об объектах по предварительно составленному плану. Совершенствование граммат.
Активизация и актуализация словаря по теме «Лето красное». Закрепление представлений о лете и его приметах. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка слогового.
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания на тему: «Цветик – семицветик»
Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»
Конспект индивидуального логопедического занятия
по коррекции заикания на тему: «Цветик – семицветик»
познакомить со сказкой В.П. Катаева «Цветик-семицветик»
тренировать речевое дыхание;
формировать умения по распознаванию цвета предметов; развивает внимание по распознаванию цвета предметов;
развивать внимание, мышление, воображение, расширять словарный запас;
способствовать воспитанию чувства доброты и отзывчивости;
закреплять навык свободной от запинок речи на этапе вопросно-ответной формы речи;
работать над плавностью речи, темпом, ритмом;
развивать фонематический слух;
развивать координацию общую и мелкую моторику;
закреплять навык релаксации по контрасту с напряжением;
формировать навыки самостоятельной речи.
Зеркало, макет цветик — семицветик, изображения облаков, свеча, изображение контура свечи на листе бумаги, цветные прямоугольники, разноцветные кружки с цифрами, игрушка – пианино, бумажные бабочки на верёвочках.
Логопед: Посмотри, какие интересные облака над нами. Вот спустилось к нам необычное облачко.
Логопед читает стихотворение:
С ребёнком перед зеркалами выполняют мимические упражнения согласно тексту и картинкам (облакам).
Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной:
— Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Авот другое облачко
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс.
И вдруг по небу грозное
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
А маленькое облачко
Над озером плывёт,
И удивлённо облачко
Логопед: Прежде чем мы с тобой перед тем к основной части занятия нам необходимо расслабится и поэтому мы сейчас, поиграем с тобой в игру «Волшебный сон». Закрыв глаза, внимательно слушай и про себя повторяй мои слова и выполняй мою инструкцию.
Мы спокойно отдыхаем…(Два раза)
Сном волшебным засыпаем…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Шея не напряжена
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется. (Два раза)
Длительная пауза. Ребенок выводится из «Волшебного сна»:
Мы спокойно отдыхали.
Сном волшебным засыпали…
Громче. Быстрее. Энергичнее:
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Открыть глаза и встать!
Логопед: Все закончилась игра. Ты немного отдохнула, успокоилась, расслабились твои руки, ноги, все тело. А также расслабились губы и нижняя челюсть.
Логопед: Сегодня, я тебе расскажу замечательную сказку Валентина Петровича Катаева «Цветик Семицветик».
Итак, сказка начинается. Жила — была девочка Женя. Однажды мама послала ее в магазин за баранками. Купила девочка баранки и отправилась домой. Но по дороге незаметно к ней пристала незнакомая собака. И, пока Женя по сторонам зевала, вывески читала, собака все баранки съела.
— Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.
Собаку не догнала, а вот сама заблудилась. Испугалась девочка, заплакала. Вдруг. Откуда ни возьмись, появилась старушка. Она пожалела Женю, привела ее в свой садик и сорвала с грядки очень красивый цветик — семицветик, примерно такой, как этот. (Показ цветка) Старушка подарила девочке цветик — семицветик и сказала, что он может исполнить любое ее желание, стоит лишь сорвать один из лепестков, бросить его и сказать:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Возвращайся снова в круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И этот тотчас сделается.
Женя вежливо поблагодарила старушку, которая вдруг куда-то исчезла, затем оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала: (Слова)
Вели, что бы я была дома с баранками!
Логопед: И начиная с этого места, я позволю себе внести изменения в сказку.
Но наш цветик – семицветик не сразу будет выполнять желания девочки, а лишь после того, как мы выполним задание, записанное на обратной стороне лепестка.
Логопед: И так начинаем наш путь по сказке.
Ребёнок отрывает от цветка лепесток и произносит слова:
Через север, через юг,
Быть, по-моему вели.
Логопед: А сейчас переверни лепесток и прочитай, что на нем написано. Загадочный .
Это означает, что ты должна угадать предмет по описанию сочетания цветов.
Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа )
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз )
Белая морковка зимой растет. (Сосулька )
Логопед : Молодец. Отгадала все загадки.
И в тот же миг Женя очутилась дома, а в руках – связка баранок!
Девочке захотелось поставить такой чудесный цветок в любимую мамину вазочку. Но она нечаянно разбила ее на мелкие кусочки.
Женя поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала.
Логопед : И так отрывай красный лепесток. И прочитай его название. Радужный .
Это означает, что тебе нужно назвать все цвета радуги по порядку. (Вспоминается предложение подсказка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)
(Выкладывает прямоугольники по цветам ).
Не успела она сказать заветные слова, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться.
Пошла Женя во двор. А там мальчишки играют: представляют, будто они на Северном полюсе находятся, на льдинках. Девочка попросилась, чтобы мальчишки взяли ее в игру, но те не согласились, прогнали Женю.
— И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш. А на всамомделешном. – оторвала синий лепесток и сказала.
Логопед : Снимай синий лепесток. Прочитай, как он называется Вычислительный .
Задание: «Расшифруй и реши пример». Пользуясь кодом, нужно заменить разноцветные кружки соответствующими цифрами и решить получившиеся примеры.
И девочка оказалась на Северном полюсе. Как была, в летнем платьице, с голыми ногами, а там мороз сто градусов! А тут еще из-за льдин вышли семь белых медведей! Женя испугалась. Заплакала, но слезы превратились в сосульки и повисли на носу. Как на водосточной трубе.
Не помня от страха. Девочка схватила обледеневший пальчиками цветик – семи цветик, и вырвала зеленый лепесток и закричала что есть мочи… (Проговаривание слов)
Вели. Чтобы я снова оказалась в своем дворе!
Логопед : Снимай зеленый лепесток и прочитай, что на нем написано. Воздушный .
Задание: — Обведи карандашом контур по точкам, и ты узнаешь, какой предмет изображен.
Ребенок проводит карандашом по точкам.
Логопед попутно задаёт вопросы:
Какого цвета у тебя карандаш?
В каком направлении ты соединяешь точки?
В какую сторону свернул карандаш? И т.д.
Какой предмет получился? (Свеча)
Логопед: Эта свеча нарисована на листе, а с помощью волшебных слов мы её можем превратить в настоящую. Закрой глаза и произнеси волшебные слова:
В это время логопед ставит на стол зажженную свечу.
Логопед: Открой глаза и посмотри, что произошло. Давай подуем на огонёк, чтобы он затанцевал. Будем дуть посильнее — огонёк будет вальсировать, подуем слабее — огонёк будет танцевать тихонько.
(Ребёнок выполняет упражнение)
Логопед: И вот с нашей помощью Женя снова очутилась во дворе. Мальчишки не поверили. Что она была на настоящем северном полюсе. Девочка обиделась на них и ушла играть в соседний двор.
Пришла, видит – у девочек разные игрушки. У кого коляска. У кого мячик, у кого прыгалка у кого велосипед. Тут Женя взяла такая досада. Что она оторвала оранжевый лепесток и сказала…(слова) вели, чтобы все игрушки. какие есть на свете, были мои!
Логопед: И ты сними оранжевый лепесток. И прочитай, как он называется. Музыкальный .
Сейчас мы будем сочинять коротенькие мелодии. Я играю, а ты повторяешь. Начнем с клавиши обозначенной буквой … (ребёнок называет букву на клавише. Задание выполняется 5 раз.)
Вот какие у нас получились необычные мелодии.
Логопед: Игрушки повалили к Жене со всего света. Их оказалось так много. Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.
— Довольно, довольно! И в ужасе закричала. Женя, хватаясь за голову.
– я пошутила! Мне совсем не надо столько игрушек. Я боюсь..
– И тогда девочка оторвала фиолетовый лепесток. Кинула и быстро сказала…
Вели, чтобы все игрушки убрались обратно в магазины!
Логопед: Сорви фиолетовый лепесток. Как он называется, прочитай. Дыхательный .
Задание: Подуть на бабочек и сказать на выдохе другое название цветов, которые мы сегодня не называли на занятие (Например: васильковый, бирюзовый, малиновый и т.д.)
И тотчас все игрушки исчезли.
Посмотрела Женя на свой цветик и видит, что остался всего один лепесток.
— Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила, и никакого удовольствия. Ну, ничего! Впредь умнее буду.
Логопед: А на что бы ты потратила последний лепесток?
Наверно, и последний лепесток Женя потратила бы без пользы. Если бы не познакомилась с одним мальчиком. Мальчик был очень симпатичный. У него были большие синие глаза, и сразу было видно, что он не драчун. Его звали Витей. И он был хромой, поэтому не мог играть вместе с другими детьми. «Это на всю жизнь», — сказал Витя.
— Ах, какие пустяки ты говоришь! – воскликнула Женя и оторвала последний голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голосом, дрожащим от счастья…(слова)
Вели чтобы Витя был здоров!
Логопед: Сними последний лепесток и прочитай, что на нем написано Сказочный .
Задание: «Назвать сказки, в названии которых встречается какой – либо цвет, и показать соответствующий прямоугольник». («Иван – царевич и серый волк», «Красная шапочка», «Серая шейка», «Синяя борода, !Аленький цветочек», «Петушок – золотой гребешок», «Волшебник Изумрудного города».)
И в туже минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
Логопед: Скажи чему учит эта сказка? (Делать добро хорошим людям гораздо приятней, чем думать только о себе. Нужно учиться быть чутким и отзывчивым.)
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие, Ты очень хорошо справилась со всеми заданиями. Поделись, пожалуйста, своими впечатлениями.
Как уже указывалось, непостоянство проявлений заикания порождает у специалистов надежду найти средство или способ удержать, закрепить и расширить возможности свободной речи, которые имеются у каждого заикающегося: будь то при определенной форме речевой деятельности или при определенной речевой ситуации. Отсюда цель - найти приемы, способы, средства, которые позволили бы перевести зачатки свободной речи у заикающихся из области узких, особых для них условий в обстановку естественного общения с окружающими людьми. Этим объясняются попытки создать разные системы постепенных, последовательно усложняемых речевых упражнений, которые служили бы в качестве переходного мостика от легких для заикающегося условий речи к более трудным. Поэтому, объединяющим разные методики логопедических занятий с заикающимися можно считать общее стремление реализовать в практике принципы систематичности и последовательности. Разный подход к выбору речевой деятельности и речевых ситуаций, использование разных вспомогательных средств или приемов; разный возраст заикающихся - это то, что отличает разные методики логопедического воздействия на заикающихся.
Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста - Н.А.Власова и Е.Ф.Рау построили нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Отсюда и рекомендованная ими последовательность: 1) отраженная речь; 2) заученные фразы; 3) пересказ по картинке; 4) ответы на вопросы; 5) спонтанная речь. При этом авторами рекомендуются обязательные ритмические и музыкальные занятия с детьми и проведение разъяснительной работы с родителями.
Н.А.Власова различает 7 «видов речи», которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками: 1) сопряженная речь; 2) отраженная речь; 3) ответы на вопросы по знакомой картинке; 4) самостоятельное описание знакомых картинок; 5) пересказ прослушанного небольшого рассказа; 6) спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам); 7) нормальная речь (беседа, просьбы) и т.д.
Е.Ф.Рау видит задачу логопедической работы в том, «чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать ее свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию» . Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.
Первый этап - ведутся упражнения в совместной и отраженной речи и в произношении заученных фраз, стишков. Широко используется декламация.
Второй этап - проводятся упражнения в устном описании картинок в вопросах и ответах, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.
Третий этап - завершающий, детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.
Методики Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау характеризуются определенной схожестью - в основу положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам последовательной системы коррекции речи заикающихся дошкольников.
На протяжении многих лет предложенная методика была одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. И в настоящее время многие ее элементы и модификации используются логопедами.
Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности в свое время была предложена Н.А.Чевелевой. Автор исходит из психологической концепции, что развитие связанной речи ребенка идет от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями). Поэтому последовательность речевых упражнений усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям. Этот переход достигается у ребенка, по мнению автора, в последовательности, предусматривающей различное отношение речи ребенка к его деятельности во времени. Отсюда «основная линия нарастания сложности самостоятельной речи» включает в себя следующие ее формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую.
С другой стороны, система последовательного усложнения речи идет здесь по линии «постепенного усложнения объектов деятельности» через усложнение числа «отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении данной поделки».
Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов.
1) Пропедевтический (4 занятия). Основная цель - привить детям навыки организованного поведения. Одновременно дети приучаются слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм. У самих детей временное ограничение речи.
2) Сопровождающая речь (16 занятий). В этом периоде допускается собственная активная речь детей, но только по поводу одновременно совершаемых ими действий. Постоянная зрительная опора при этом обеспечивает наибольшую ситуативность речи. При этом идет и постоянное усложнение речи детей в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором поделок (одинаковые, многократно проговариваемые ответы, вариантные ответы детей; односложные, краткие и полные, развернутые ответы).
3) Завершающая речь (12 занятий). На всех занятиях этого периода дети пользуются сопровождающей и завершающей речью (в последнем случае они описывают уже выполненную работу или часть ее). Регулируя (постепенно увеличивая) интервалы между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного, достигается разная сложность завершающей речи. При этом, постепенно уменьшая зрительную опору на выполненную работу, появляется возможность осуществить постепенный переход к контекстной речи.
4) Предваряющая речь (8 занятий). Здесь наряду с сопровождающей и завершающей речью активизируется более сложная форма речи - предваряющая, когда ребенок рассказывает, что он намерен делать. Развивается умение детей пользоваться речью вне наглядной опоры. Дети учатся планировать свою работу, заранее называют и объясняют каждое действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети учатся произносить несколько связанных по смыслу фраз, пользоваться фразами сложной конструкции, самостоятельно строить рассказ. В этом периоде от них требуется умение логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.
5) Закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий). В этот период предусматривается закрепление полученных ранее навыков самостоятельной, развернутой, конкретной речи. Дети рассказывают о всем процессе изготовления той или иной поделки, задают вопросы, отвечают на вопросы, высказываются по собственному желанию и т.д.
Таким образом, в методике, предложенной Н.А.Чевелевой, реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе одного из видов деятельности ребенка-дошкольника. Автором методически обоснованы и описаны этапы этой последовательной работы. Здесь хорошо показаны возможности того, как на одном разделе «Программы воспитания и обучения в детском саду» (а именно в процессе ручной деятельности) можно осуществлять коррекционную работу по преодолению заикания у детей.
С.А.Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения в целом программы средней, старшей и подготовительной группы детского сада. Коррекционное воздействие на заикающихся детей осуществляется на занятиях (как основной форме образовательной работы в детском саду) по принятым разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».
Работа с детьми по всем разделам «Программы» подчиняется цели перевоспитания речи заикающихся . Поэтому автор ставит перед логопедом две задачи: программные и коррекционные, которые распределены по учебным кварталам (или соответственно по четырем этапам последовательно усложняемой коррекционной работы).
При прохождении программы с заикающимися детьми в массовом детском саду предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей. К ним относятся: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановка некоторых программных задач и тем, удлинение сроков изучения более трудных занятий и др.
Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь короткими, точными фразами в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.
Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая фраза, распространенная фраза, конструирование вариантов фраз, грамматическое оформление фраз, построение сложноподчиненных конструкций, переход к составлению рассказов. Изменяется и подбор программного материала и последовательность в его изучении. Если в первом квартале на всех занятиях дети соприкасаются с одними и теми же предметами, то во втором - предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по принципу общности темы и назначению.
Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре и по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа, пересказа. Увеличивается речевая практика детей в сложной контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и темы занятий приближаются к уровню массового детского сада.
Коррекционные задачи четвертого квартала- направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается словарная работа и работа над фразой, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на конкретные и общие вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. В этот период коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные положения, уточнения.
Вся коррекционная работа с заикающимися детьми в течение года осуществляется логопедом и воспитателем.
Как видим, методики Н.А.Чевелевой и С.А.Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея предложена профессором Р.Е.Левиной). Только Н.А.Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С.А.Миронова - в процессе развития речи детей при прохождении разных разделов программы детского сада. Сам принцип необходимого совмещения задач коррекционной и воспитательной работы с заикающимися детьми следует считать совершенно правильным в логопедической практике.
Методика Селиверстова В.И. преимущественно рассчитана для логопедической работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях). По сути является комплексной системой логопедических занятий с детьми, так как предполагает модификацию и одновременное использование разных (известных и новых) приемов логопедической работы с ними. Автор исходит из основной позиции - работа логопеда всегда должна быть творческой, поисковой. Не может быть жестких сроков и одинаковых задач для всех без исключения заикающихся. Проявления заикания у каждого ребенка разные, разными оказываются и его способности на логопедических занятиях, и потому необходим в каждом конкретном случае разный подход в поиске наиболее эффективных приемов преодоления заикания.
В предложенной автором схеме последовательно усложняемых логопедических занятий с детьми выделяются три периода (подготовительный, тренировочный, закрепительный), в процессе которых речевые упражнения усложняются в зависимости, с одной стороны, от разной степени самостоятельности речи, ее подготовленности, структурой сложности, громкости и ритмичности; а с другой стороны - от разной сложности речевых ситуаций: от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.
В зависимости от уровня свободной речи и особенностей проявления заикания в каждом конкретном случае задачи и формы речевых упражнений различаются для каждого ребенка в условиях логопедической работы с группами детей.
Обязательным условием логопедических занятий является их связь со всеми разделами «Программы воспитания и обучения в детском саду» и, прежде всего, с игрой как основным видом деятельности ребенка-дошкольника. Логопедические занятия строятся с опорой на активную сознательность и участие детей в процессе работы над своей речью и поведением. На занятиях широко используются наглядные пособия и технические средства обучения (в частности - магнитофон). Родители ребенка поставлены в условия обязательных и активных помощников логопеда в проводимых занятиях.
В современных методиках логопедических занятий с заикающимися детьми в последние годы все больше обращается внимание на возможность использования различных игр с коррекционными целями. Игр, известных в практике дошкольного воспитания, модифицированных или даже придуманных логопедами.
В частности Г.А.Волкова разработала систему использования игр (дидактических, с пением, подвижных, игр-драматизаций, творческих игр) с заикающимися детьми 4-5, 5-6, 6-7 лет на разных этапах последовательных логопедических занятий: на этапе молчания (4-6 дней) и шепотной речи (10 дней); сопряженной (4-5 недель) и отраженной речи (4-5 недель); вопросно-ответной речи (8-10 недель); самостоятельной речи (8-14 недель) и на этапе закрепления активного поведения и свободного общения детей.
В предложенной системе различных игр, по мнению автора, «дети усваивают правила поведения в игровых, мнимых ситуациях, но отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей. И усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи заикающихся детей и устранению дефекта».
Интересные игры и игровые приемы предложены также для логопедических занятий с заикающимися детьми И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской. Игры и игровые приемы в соответствии с задачами последовательных этапов логопедических занятий с детьми способствуют здесь проведению расслабляющих упражнений (релаксации), режима относительного молчания; воспитанию правильного речевого дыхания; общению короткими фразами; активизации развернутой фразы (отдельных фраз, рассказа, пересказа); инсценировок; свободного речевого общения.
В пособии предложена система целенаправленных игровых приемов и ситуаций, которые, по мнению авторов, «формируют у детей навыки самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях».
В.И. Селиверстов "Заикание у детей"
Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.
Хорошая дикция - основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей - языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.
По своим проявлениям заикание очень неоднородное расстройство. Наивно полагать, что оно касается только речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному. Тем не менее одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое. Поэтому при устранении заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность и моторику, нервную систему и организм в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению заикания.
По мнению Р.Е.Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту.
Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.
Индивидуальное занятие с ребенком страдающим заиканием.
«Путешествие в страну Кратких ответов».
ТЕМА: Путешествие в страну Кратких ответов.
Корреционно-образовательные:
Закрепление в сознании дошкольника техники правильной речи. Воспитание самостоятельной, плавной и ритмичной речи.
Расслабление мышц по контрасту с напряжением; воздействие словом на волю и сознание ребенка, вызывание спокойствия, уравновешенности, уверенности в своей речи.
Тренировка длительного речевого выдоха на отдельных звуках, словах, короткой фразе.
Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры слов: выделение ударного гласного звука из слов, деление слов на слоги.
Развитие процессов словообразования и словоизменения: употребление существительных в творительном падеже единственного числа; образование названий детёнышей животных, относительных прилагательных от существительных
Коррекционно-развивающие:
Развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные: формирование интереса к занятию.
Оборудование: Набор фигурок животных, домики; предметные картинки: детёныши животных, продукты питания; план и улицы города Красивой речи; набор слов: название животных; буквы для составления слова.
Ход занятия.
1. Наши глазки хорошо смотрят и всё видят.
Наши ушки хорошо слушают и всё слышат.
А наш язычок что хочет делать? (Правильно, говорить). Но вначале мы должны расслабиться, а для этого будем делать упражнения.
2. Расслабляющие упражнения по контрасту с напряжением.
Сели на стульчик. Руки на коленях. Успокоились. Слушайте и делайте как я.
Упражнения: “Кулачки” (расслабление мышц рук).
“Олени”,
“Загораем” (расслабление мышц ног).
“Штанга” (-/- мышц рук, ног и корпуса),
“Кораблик”.
“Шарик” (расслабление мышц живота).
“Любопытная Варвара” (-/- шеи).
“Хоботок” (-/- мышц речевого аппарата и губ),
“Лягушки”.
“Сердитый язык” (расслабление мышц языка),
“Горка”.
3. Внушение “Волшебный сон”.
Теперь, ты знаешь, как легко говорить, когда нет напряжения. Если ты почувствуешь, что не получается какое-то слово, нужно остановится, расслабится, сделать спокойный вдох и продолжать говорить плавно, четко, не напряженно.
Повторим команды правильной речи.
Мы всегда спокойны!
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!...
4.-А вот и город Красивой речи. Какие же улицы есть в этом городе?
(Чтение названий улиц: ул. Громкая, Четкая, Пауз. Неторопливая;
выделение ударного гласного звука; деление слов на слоги; нахождение таких же слов на плане города).
Самая главная площадь города – площадь Гласных звуков, потому что в речи гласные звуки самые главные.
И еще на плане есть озеро Спокойствия.
Мы всегда спокойны.
5. -Собираемся в поездку по стране Кратких ответов. Здесь все жители говорят кратко, отвечают на вопрос только одним – двумя словами.
Мы сегодня так играем – всегда кратко отвечаем,
Говорить мы не спешим, больше думаем, молчим.
Каким видом транспорта мы воспользуемся! (Поездом, автобусом, полетим на самолете, можно плыть на теплоходе и т.д.)
Развитие речевого дыхания.
Ребенок изображает движение поезда (чу-чу-чу).
На длительном выдохе произносит: “у-у-у” (гудит паровоз) и т.д.
6.-Вот, кажется, мы подъезжаем к зоопарку. Как раз в зоопарк привезли из разных мест зверей. Поможем животным найти свои дома?
(Чтение названий домиков. Расселяем зверей).
Олень Лиса
Игра: “Кому что?” (кормление зверей – карточки с названием любимой еды животных, предметные картинки).
Вскоре у животных появились детёныши. Игра “У кого кто?”.
7. А сейчас мы отправимся в кафе “Сладкоежка”.
В кафе продавец угощает тех, кто сумеет правильно и неторопливо ответить на вопросы.
Что продаётся в кафе “Сладкоежка”? Какие сладости? (Ответы ребенка)
Ещё здесь продаются различные соки из фруктов и ягод:
Сок из винограда – виноградный,
-//- из груш –
-//- из мандаринов –
-//- из персиков –
-//- из яблок – и т.д.
Подсчет карточек. (За правильные ответы и плавное чёткое произношение слов – даются фишки).
8. Вот и закончилось наше путешествие. Будем возвращаться в детский сад.
На табличке все буквы разбежались. И чтобы вернуться - нужно составить из букв слово. (Определение последовательности и количества звуков в слове, чтение слова).
9. Подведение итогов занятия.