Как известно, различают два типа силы: статическую (изометрическую) и динамическую (изотоническую). Для измерения уровня развития статической силы различных мышечных групп используются динамометры.
В средних школах разных стран для оценки уровня развития силы, наиболее часто используются приведенные ниже тесты. Их выполнение не требует какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования.
1) Подтягивания.
Используются для оценки уровня развития силы и выносливости мышц-сгибателей локтя, кисти, пальцев, разгибателей плеча, депрессоров плечевого пояса. Показатель силы - количество подтягиваний.
Упрощенный вариант подтягиваний используется при тестировании учащихся с низким уровнем подготовки.
Процедура тестирования. Перекладина устанавливается на уровне груди испытуемого, он берется за нее хватом сверху (ладони от себя) и опускается под перекладину до тех пор, пока угол между вытянутыми руками и туловищем не составит 90°. После этого, сохраняя прямое положение туловища, учащийся выполняет подтягивания.
2) Отжимания на параллельных брусьях.
При помощи этого теста можно оценить уровень развития силы мышц-разгибателей локтя, сгибателей плеча и депрессоров плечевого пояса. Тест могут выполнять одновременно два учащихся (на разных концах брусьев), что дает преподавателю возможность протестировать 60 учащихся в течение 40 мин.
Процедура тестирования. Испытуемый становится лицом к концам брусьев (необходимо подобрать и установить удобную высоту и расстояние между ними), подпрыгивает и принимает положение в упоре, после чего сгибает локти под углом 90° или менее, а затем снова выпрямляет их. Задача состоит в том, чтобы произвести как можно больше отжиманий. Отсчет их начинается с принятия положения в упоре. Правильно выполненное отжимание составляет 1 балл, неправильное - 0,5 балла.
3) Отжимание от пола. Упрощенный вариант отжиманий используется при тестировании учащихся с низким уровнем подготовки. Существует несколько модификаций этого упражнения. Приведем две наиболее распространенные: отжимания от скамьи высотой 20 см; отжимания от пола
с согнутыми коленями (выполняются так же, как отжимания от пола, но с упором на согнутые колени).
4) Поднимание туловища из положения лежа.
Процедура тестирования. Испытуемый ложится на спину, сцепив руки за головой, затем, не сгибая коленей, принимает положение седа, попеременно касаясь согнутыми локтями противоположного колена и возвращаясь в исходное положение.
5) Поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями.
Как и предыдущее, это упражнение используется для оценки уровня развития силы и выносливости мышц брюшного пресса.
Процедура тестирования. Испытуемый ложится на спину, сцепив руки за головой и согнув ноги в коленях так, чтобы вся поверхность стоп касалась пола (партнер удерживает его стопы в этом положении). В остальном упражнение выполняется так же, как и предыдущее.
6) Висы на согнутых и полусогнутых руках.
Упражнение используется для оценки силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса.
Процедура тестирования. Испытуемый принимает положение виса на высокой перекладине. Затем самостоятельно или с помощью преподавателя принимает положение виса на согнутых руках (хватом сверху или снизу, подбородок над перекладиной) или положение виса на полусогнутых руках (угол между предплечьем и плечевой костью 90°). Определяется время удержания данного положения от начала его принятия до прекращения упражнения или изменения исходного положения (изменения угла удержания согнутых или полусогнутых рук).
7) Тест для оценки силы разгибателей коленного и тазобедренного суставов.
Процедура тестирования. Испытуемый становится спиной вплотную к стене и начинает опускаться вдоль нее до тех пор, пока углы в коленном и тазобедренном суставах не составят 90°. Оценивается время удержания данной позы.
- 8) Подъем штанги, гири, других тяжестей максимального веса для испытуемого, а так же веса 50-95% от максимального.
- 9) Подъем переворотом на высокой перекладине.
Процедура тестирования. Испытуемый после подтягивания делает подъем переворотом и переходит в упор. Затем снова опускается в вис. Определяется число повторений
10) Лазание по канату.
Процедура тестирования. В первом варианте испытуемый с помощью одних рук (ноги опущены) стремится как можно быстрее подняться на высоту 4 или 5 м. Во втором варианте он пытается сделать то же, но удерживая прямой угол между ногами и туловищем (для учащихся с высоким уровнем силы). В третьем - это же контрольное упражнение испытуемый выполняет с помощью ног (для учащихся с низким уровнем силовой подготовленности).
Для измерения скоростно-силовых способностей используют следующие тесты:
- а) прыжок вверх с места с взмахом и без взмаха рук. Тест проводится с помощью прибора конструкции В.М. Абалкова. Определяется высота подскока;
- б) прыжок в длину с места с двух ног;
- в) тройной (четверной) прыжок с ноги на ногу, вариант - только на правой и только на левой ноге;
- г) метание малого мяча (другого снаряда) с места на дальность ведущей и не ведущей рукой. Определяется длина полета снаряда. По разности длины метания отдельно правой и левой рукой определяется двигательная асимметрия испытуемого. Чем она меньше, тем более симметричен ученик в данном упражнении;
- д) метание (толчок) набивного мяча (1-3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой.
Процедура тестирования. Метание набивного мяча из положения сед ноги врозь, мяч удерживается двумя руками над головой. Из этого положения испытуемый слегка наклоняется назад и метает мяч вперед как можно дальше. Из трех попыток засчитывается лучший результат. Длина метания определяется от воображаемой линии пересечения таза и туловища до ближней точки касания снаряда.
Метание набивного мяча двумя руками от груди в положении стоя. Испытуемый стоит в 50 см от стены в исходном положении. По команде он стремиться толкнуть мяч двумя руками от груди как можно дальше. Из трех попыток учитывается лучший результат.
То же, что и предыдущее контрольное испытание, но испытуемый удерживает набивной мяч одной рукой у плеча, вторая поддерживает его. Осуществляется толкание набивного мяча одной рукой на дальность полета.
Метание набивного мяча двумя руками снизу. Испытуемый удерживает мяч двумя прямыми руками внизу. По команде он выполняет метание двумя руками снизу (руки движутся вперед-вверх), возможно одновременное приподнимание на носки.
Метание набивного мяча из-за головы двумя руками, стоя спиной к направлению метания. Испытуемый, удерживая мяч внизу двумя руками, стремится толкнуть мяч через голову как можно дальше.
е) Удар на дальность (пас, передача) футбольного мяча. Определяется расстояние от линии удара по мячу до точки, в которой мяч впервые касается пола.
Помимо отдельных тестов по оценке уровня развития силовых качеств, в средних школах разных стран часто применяются батареи тестов. Результат выполнения батареи тестов дает более полную информацию об уровне развития силовых качеств, поскольку по результатам выполнения отдельных тестов можно судить об уровне развития силы только отдельных групп мышц. Примером таких батарей тестов может служить тест Роджера , включающий измерение силы мышц кисти, спины, рук и определение показателя жизненной емкости легких (ЖЕЛ). По результатам выполнения специальных упражнений рассчитывают показатель силы мышц верхнего плечевого пояса (СВПП) по следующей формуле:
СВПП=число подтягиваний+число отжиманий *10 (вес/10+рост - 60).
Затем рассчитывают индекс силы (ИС) по формуле:
ИС = СВПП + сила кисти правой руки + сила кисти левой руки + сила
мышц спины + сила мышц ног + ЖЕЛ.
Полученный результат сравнивают с соответствующими нормативами.
Другой пример батареи тестов по оценке уровня развития силы - так называемый тест минимальной силы Крауса-Вебера . Он состоит из 6 упражнений:
- - для определения силы мышц брюшного пресса и разгибателей тазобедренного сустава используется упражнение сед из положения лежа на спине руки за головой. В том случае, если учащийся не может приподняться, он получает 0 очков; если выполняет упражнение частично с помощью преподавателя - 5 очков; при правильном самостоятельном выполнении - 10 очков.
- - для определения силы мышц брюшного пресса используется упражнение сед из положения, лежа на спине с согнутыми коленями. Подсчет очков производится так же, как и при выполнении первого упражнения.
- - для определения силы мышц-сгибателей тазобедренного сустава и мышц брюшного пресса применяется упражнение поднимание ног в положении лежа на спине. Тестируемый должен поднять прямые ноги на высоту 10 дюймов над полом и как можно дольше удерживать их в этом положении. За каждую секунду присуждается одно очко. Максимальное число присужденных очков - 10.
- - для определения силы мышц верхнего плечевого пояса используется упражнение поднимание туловища из положения лежа на животе. Тестируемый ложится на живот на специальную подушку, руки за голову. Партнер фиксирует его ноги, после чего он приподнимает туловище и удерживает его в этом положении в течение 10 с. Подсчет очков производится так же, как в предыдущем упражнении.
- - исходное положение упражнения поднимание ног в положении лежа на животе - такое же, как и в предыдущем. Партнер фиксирует верхнюю часть туловища испытуемого, после чего тот приподнимает прямые ноги над полом и удерживает их в этом положении в течение 10 с. Подсчет очков производится так же, как в упражнении 3.
- - упражнение наклоны туловища из положения стоя выполняется с целью определения уровня развития гибкости. Тестируемый должен, наклоняясь и не сгибая ноги в коленях, коснуться кончиками пальцев рук пола. В этом случае упражнение считается выполненным. Если же он не дотягивается до пола, то результат составляет количество сантиметров от пола до кончиков пальцев со знаком минус.
В практике физического воспитания количественно-силовые возможности оцениваются двумя способами: 1) с помощью измерительных устройств - динамометров (рис. 12, 4), динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств; 2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.
Современные измерительные устройства позволяют измерять силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгибание и разгибание сегментов тела), а также в статических и динамических усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении).
В массовой практике для оценки уровня развития силовых качеств наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты). Их выполнение не требует какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования. Для определения максимальной силы используют простые по технике выполнения упражнения, например жим штанги лежа, приседание со штангой и т.п. Результат в этих упражнениях в очень малой степени зависит от уровня технического мастерства. Максимальная сила определяется по наибольшему весу, который может поднять занимающийся (испытуемый).
Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей и силовой выносливости используются следующие контрольные упражнения: прыжки через скакалку (рис. 12, 3), подтягивания (рис. 12, 7, 8), отжимания на параллельных брусьях, от пола или от скамейки (рис. 12, 9, 10), поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями (рис. 12, 6), висы на согнутых и полусогнутых руках (рис. 12, 14), подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с места с двух ног (рис. 12, 2), тройной прыжок с ноги на ногу (вариант - только на правой и только на левой ноге), поднимание и опускание прямых ног до ограничителя (рис. 12, 5), прыжок вверх со взмахом (рис. 12, 1) и без взмаха рук (определяется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1 - 3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой (рис. 12, 11, 12, 13) и т.д. Критериями оценки скоростно-силовых способностей и силовой выносливости служат число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения туловища, дальность метаний (бросков), прыжков и т.п.
По большинству из этих контрольных испытаний проведены исследования, составлены нормативы и разработаны уровни (высокий, средний, низкий), характеризующие разные силовые возможности. Подробнее о критериях оценки силовых способностей и способах их измерения можно прочитать в соответствующих учебниках и пособиях .
7.3. Скоростные способности и основы методики их воспитания
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в еди- " ноборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.
Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте - это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).
В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).
Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).
В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.
Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.
Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называ-
ют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.
В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: 1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота - АТФ и креатинфосфат - КТФ); 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизнедеятельности организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных природных способностей человека.
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз: 1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала; 2) передачи возбуждения в центральную нервную систему; 3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала; 4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце; 5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.
На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.
С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресин-тез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолити-ческого механизмов (анаэробно - без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0-10%.
Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности су-
щественно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с И до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.
Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).
Задачи развития скоростных способностей. Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст - сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.
Вторая задача - максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).
Третья задача - совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).
Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным пу-
тем - через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты.
В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен (например, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь невысокую частоту движений; способность выполнять с высокой скоростью стартовый разгон в спринтерском беге еще не гарантирует высокой дистанционной скорости и наоборот). Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особенности скоростных способностей поэтому требуют применения соответствующих тренировочных средств и методов по каждой их разновидности.
" |
Упражнения в нашем журнале обычно снабжены такими ремарками: «для новичков», «для опытных», «для продвинутых». Дело в том, что фитнес – это целая наука. Тут действует почти математическая логика последовательности повышения нагрузок. Представьте, вы записались на выматывающую степ-аэробику, а ваша сердечно-сосудистая система ну совершенно растренирована. Это же по-настоящему опасно! То же и с силовыми упражнениями. У новичков амплитуда движения в суставах обычно ограничена, вот им и советуют тренироваться на тренажерах . Со временем гибкости прибавится, тогда можно браться за свободные веса, например, делать разведения рук с гантелями лежа. Если за такие разведения взяться в первый же день, плечевые суставы подвергнуться ненужному и опять же опасному стрессу.
А вы знаете свой собственный уровень тренированности? Если нет, пройдите наши несложные тесты. Вы будет точно знать, какой уровень нагрузки вам по плечу. Похожие «экзамены» устраивайте себе каждые полгода. Результаты помогут вам понять, есть ли польза от тренировок, или вы, не дай бог, топчетесь на одном месте.
Сила мышц
Что это такое? Это величина разового максимального усилия, на которое способна ваша мышца. Проще говоря, это ваш личный рекорд в том или ином упражнении. Чем больше результат, тем выше сила. Зачем вам сила? Дело в том, что чем сильнее ваша мускулатура, тем лучше ваша физическая форма – как в прямом, так и переносном смысле. Фигура с вялыми, тощими мышцами красивой не бывает. Сила прибывает по мере тренированности, так что по уровню силы можно безошибочно вычислить вашу личную категорию в фитнесе.
Тест «Максимальный вес в жиме лежа». На свете есть упражнение, которое позволит одним махом оценить силу всех мышц корпуса. Это хорошо известный вам жим лежа. В данном случае его предстоит выполнить со штангой. Вот вам порядок прохождения теста.
После 10-15 минут разминки общего плана приступите к жиму лежа на скамье. Выполните сначала 4 повтора со штангой примерно 50% от своего обычного рабочего веса, затем еще 3 с 60% и 2 с 75%. Завершите разминку двумя повторами с отягощением в 85% и 90% (по разу на каждый вес). Между сетами отдыхайте по 1-2 минуты.
Разминка привела вас в состояние полной боевой готовности. Теперь приступаем к самому тесту. На глазок прикиньте вес, который вы сможете чисто выжать ровно 10 раз. Выжали? Тогда смотрите таблицу. Между результатом в 10 повторах и разовым рекордом есть прямая связь. Зная, свой предельный вес для 10 повторов вы легко установите разовый максимум.
Примечание: Даже не пробуйте выжать штангу «на раз». Это слишком опасно! Нужны специальные меры вроде бинтования локтей и запястий. Вдобавок такие попытки делают только в присутствии нескольких страхующих партнеров.
Если вы сделали все 10 повторов, но чувствуете, что могли бы одолеть еще 1-2 лишних повтора, прибавьте 2,5-5 кг и повторите попытку. Перед новым сетом отдохните не менее 3 минут. Если, напротив, попытка была неудачной, убавьте вес на те же самые 2,5-5 кг. Завершив тест, поделите свой максимальный результат в кг на вес вашего тела, и высчитайте уровень физической подготовки:
Как повысить силу мышц? Для этого ровно одну неделю в месяц тренируйтесь в т.н. «силовом» режиме. В своем комплексе упражнений ничего менять не надо. Единственное, что требуется – это резко поднять веса и делать по 4-6 повторов в сете. Самих сетов не больше 2-х.
Выносливость мышц
Что это такое? Способность мышц поднимать вес в течение долгого времени без отдыха. Если по-научному, то мы говорим про т.н. «силовую выносливость». Это совсем не то, что выносливость при беге. Беговая выносливость в большей степени зависит от тренированности сердца. Однако, повышая силовую выносливость, не неизбежно повышаете и выносливость сердечной мышцы.
Тест «Отжимание в упоре». Засеките время и проверьте, как долго вы можете делать отжимания на полу. Обычно отжимания делают так. Вы ложитесь на пол, ставите ладони на пол на уровне плечи выжимаете вес тела кверху. В верхней точке ваше тело выпрямлено в линию. Вы опираетесь на руки и носки ступней. Женский вариант иной. Сначала вам надо встать на колени и только потом принять положение упора на руки. Так и будете отжиматься – с колен. Хорошенько отдохните и начинайте отжимания. Делайте их без перерывов и остановок до полного изнеможения, пока не рухните на пол.
Уровень | Время |
---|---|
Высокий | >3 минуты |
Средний | 1- 3 минуты |
Низкий | <1 минута |
Как тренировать силовую выносливость? Вес берите меньше, чем обычно, но при этом делайте побольше повторов в сете. Например, вместо 12-15 повторов делайте по 20-30.
Уровень | Расстояние (км) |
---|---|
Высокий | >2,4 |
Средний | 1,6 – 2,4 |
Низкий | <1,6 |
Чтобы повысить выносливость сердечно-сосудистой системы, 3-5 раз в неделю по 45-60 минут делайте аэробику в интенсивном режиме (пульс: 65%-75% от максимального).
Гибкость
Что это такое? Речь о подвижности ваших суставов. Наибольшую амплитуду суставы имеют в детстве. Потом амплитуда неуклонно сокращается. В преклонном возрасте суставы часто вообще перестают гнуться. Любопытно, что снижение подвижности суставов – это всего-навсего реакция на обездвиженный образ жизни. Если упражнять суставы, они будут по-детски гибкими хоть до ста лет! Пример тому почтенные индийские йоги с их уникальной гибкостью. В фитнесе подвижность суставов очень важна. Если подвижность ухудшилась, вы не сможете выполнять силовые упражнения в полной амплитуде. Их эффективность от этого сильно понизится.
Тест «Сядь и достань». После разминки сядьте на пол и разведите прямые ноги точно на ширину 25 сантиметров. (Сделайте на полу предварительные отметки). На уровне пяток прочертите на полу линию. Положите одну руку на другую, наклонитесь и медленно скользите по полу вперед. Колени сгибать нельзя! Скользите как можно дальше. Попросите партнера сделать отметку в крайнем положении ладоней. Повторите еще два раза. Выберите самую дальнюю отметку и померяйте расстояние между нею и линией ступней.
Уровень | Отметка |
---|---|
Высокий | >20 см |
Средний | 5 – 20 см |
Низкий | <5 см |
Чтобы увеличить гибкость, после каждого силового занятия растягивайтесь в течение 10-15 минут. Сосредоточьте усилия в первую очередь на больших группах мышц – таких, как мышцы бедер, спины и груди, а затем переходите к небольшим мышцам (икрам и рукам).
Композиция телаЧто это такое? Это процентное соотношение мышечной и жировой ткани вашего тела. Полностью избавиться от жира вы не сможете (да это и невозможно). А вот согнать некоторое количество лишнего жирка – каждому по силам. Что тут считать нормой? Медики считают, что в здоровом организме женщины жир должен составлять 19-24% от общего веса ее тела. Остальное приходится на кости, мышцы и жидкости. Тест «Измерение жировой складки». Во многих спортивных магазинах вы сможете купить нехитрый пластмассовый измеритель. Инструкция подскажет, в каких местах тела производить защипы и как делать вычисления. Кстати, такое тестирование сегодня предлагают многие фитнес-клубы. Если вы занимаетесь фитнесом, чтобы похудеть, данный тест надо проводить каждые 3-4 недели. Записывайте результаты в дневник тренировок, чтобы видеть свой прогресс. |
Уровень | Содержание жира |
---|---|
Ниже нормы | 15% - 18% |
Норма | 19% - 24% |
Выше нормы | От 25% |
Сочетайте регулярные аэробные занятия и силовой тренинг с продуманной диетой . Такой образ жизни с гарантией приведет вас к похудению . Общеизвестно, что сброшенные килограммы возвращаются. Каждые 2-3 недели жировая прослойка прибывает на 0,5%. Интенсивно тренируйтесь, правильно питайтесь и регулярно делайте измерения, чтобы не допустить прибавки.
30.12.2019 07:42:00 Что произойдет с телом, если пить несколько дней подряд? Скоро новогодние праздники, и мало кто проводит их без спиртных напитков. К сожалению, некоторые люди не выходят из состояния опьянения в течение всех выходных. Но чем чревато это для организма? |
Тестирование физической работоспособности лиц, занимающихся физкультурой и спортом в покое не отражает его функционального состояния и резервных возможностей, так как патология органа или его функциональная недостаточность заметнее проявляются в условиях нагрузки, чем в покое, когда требования к нему минимальны.
K сожалению, функция сердца, играющего ведущую роль в жизнедеятельности организма, в большинстве случаев оценивается на основе обследования в состоянии покоя. Хотя очевидно, что любое нарушение насосной функции сердца с большой вероятностью проявится при минутном объеме 12-15 л/мин, чем при 5-6 л/мин. Kроме того, недостаточные резервные возможности сердца могут проявиться лишь в работе, превышающей по интенсивности привычные нагрузки. Это относится и к скрытой коронарной недостаточности, которая нередко не диагностируется по ЭKГ в состоянии покоя.
Поэтому оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы на современном уровне невозможна без широкого привлечения нагрузочных тестов.
Задачи нагрузочных тестов:
1) определение работоспособности и пригодности к занятиям тем или иным видом спорта;
2) оценка функционального состояния кардиореспираторной системы и ее резервов;
3) прогнозирование вероятных спортивных результатов, а также прогнозирование вероятности возникновения тех или иных отклонений в состоянии здоровья при перенесении физических нагрузок;
4) определение и разработка эффективных профилактических и реабилитационных мер у высококвалифицированных спортсменов;
5) оценка функционального состояния и эффективности применения средств реабилитации после повреждений и заболеваний у тренирующихся спортсменов.
Тесты на восстановление
Тесты на восстановление предусматривают учет изменений и определение сроков восстановления после стандартной физической нагрузки таких показателей кардиореспираторной системы, как частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), показания электрокардиограммы (ЭKГ), частота дыхания (ЧД) и многие другие.
В спортивной медицине используются пробы В.В. Гориневсксго (60 поскоков в течение 30 с), проба Дешина и Kотова (трехминутный бег на месте в темпе 180 шагов в минуту), проба Мартине (20 приседаний) и другие функциональные пробы. При проведении каждого из этих тестов учитывают ЧСС и АД до нагрузки и после ее окончания на 1-й, 2-й, 3-й и 4-й минутах.
K тестам на восстановление относятся и различные варианты теста со ступеньками (step-test).
В 1925 г. А. Master ввел двухступенчатый тест, где регистрируется также ЧСС, АД после определенного количества подъемов на стандартную ступеньку. В дальнейшем этот тест начал применяться для регистрации ЭKГ после нагрузки (А. Master a. H. Jafte, 1941). В современном виде двухступенчатый тест предусматривает определенное, зависящее от возраста, пола и массы тела обследуемого количество подъемов на стантартную двойную ступеньку в течение 1,5 мин (см. табл. ), или удвоенное количество подъемов за 3 мин при двойной пробе (высота каждой ступеньки 23 см). ЭKГ фиксируется до и после нагрузки.
Минимальное количество подъемов (раз) на ступеньку в зависимости от массы,
возраста и пола при пробе Мастера
Масса тела, кг | Возраст, лет | ||||
20-29 | 30-39 | 40-49 | 50-59 | 60-69 | |
число подъемов на ступеньку* | |||||
40-44 | 29 (28) | 28 (27) | 27 (24) | 25 (22) | 24 (21) |
45-49 | 28 (27) | 27 (25) | 26 (23) | 25 (22) | 23 (20) |
50-54 | 28 (26) | 27 (25) | 25 (23) | 24 (21) | 22 (19) |
55-59 | 27 (25) | 26 (24) | 25 (22) | 23 (20) | 22 (18) |
60-64 | 26 (24) | 26 (23) | 24 (21) | 23 (19) | 21 (18) |
65-69 | 25 (23) | 25 (21) | 23 (20) | 22 (19) | 20 (17) |
70-74 | 24 (22) | 24 (21) | 23 (19) | 21 (18) | 20 (16) |
75-79 | 24 (21) | 24 (20) | 22 (19) | 20 (17) | 19 (16) |
80-84 | 23 (20) | 23 (19) | 22 (18) | 20 (16) | 18 (15) |
85-89 | 22 (19) | 23 (18) | 21 (17) | 19 (16) | 18 (14) |
90-94 | 21 (18) | 22 (17) | 20 (16) | 19 (15) | 17 (14) |
95-99 | 21 (17) | 21 (15) | 20 (15) | 18 (14) | 16 (13) |
100-104 | 20 (16) | 21 (15) | 19 (14) | 17 (13) | 16 (12) |
105-109 | 19 (15) | 20 (14) | 18 (13) | 17 (13) | 15 (11) |
110-114 | 18 (14) | 20 (13) | 18 (13) | 16 (12) | 14 (11) |
* В скобках приведено число подъемов для женщин.
Субмаксимальные тесты на усилие
Субмаксимальные тесты на усилие используются в спортивной медицине при тестировании высококвалифицированных спортсменов. Исследования показали, что наиболее ценная информация о функциональном состоянии кардиореспираторной системы может быть получена при учете изменений основных гемодинамических параметров (показателей) не в восстановительном периоде, а непосредственно во время выполнения теста. Поэтому и увеличение нагрузок проводится до достижения предела аэробной способности (максимального потребления кислорода - МПK).
В спортивной медицине применяются и субмаксимальные нагрузочные тесты, требующие 75% от максимально переносимых нагрузок. Они рекомендованы ВОЗ для широкого внедрения (Хроника ВОЗ, 1971, 25/8, с. 380 и др.).
Используются также различные велоэргометры, тредмиллы и др. (рис. ). В случае превышения возрастных пределов ЧСС (см. табл. Предельно допустимая ЧСС во время нагрузочного теста ) нагрузку целесообразно прекратить.
Предельно допустимая ЧСС во время нагрузочного теста в зависимости от возраста
Помимо превышения возрастных пределов ЧСС физический тест должен быть прекращен и в случаях возникновения клинических электрокардиографических признаков, указывающих на достижение предела переносимости нагрузки.
Kлинические признаки : 1) приступ стенокардии даже при отсуствии изменений на ЭKГ; 2) сильная одышка; 3) большая усталость, бледность, похолодание и влажность кожи; 4) значительное повышение АД; 5) снижение АД более чем на 25% от исходного; 6) отказ испытуемого от продолжения исследования в связи с дискомфортом.
Электрокардиографические признаки : 1) возникновение частых экстрасистол (4:40) и других выраженных нарушений ритма; 2) нарушение предсердно-желудочковой и внутрижелудочковой проводимости; 3) горизонтальное или корытообразное смещение вниз сегмента ST более чем на 0,2 мВ по сравнению с записью в покое; 4) подъем сегмента ST более чем на 0,2 мВ, сопровождающееся опущением его в противоположных отведениях; 5) инверсия, или возникновение заостренного и приподнятого зубца Т с увеличением амплитуды более чем в 3 раза (или на 0,5 мВ) по сравнению с исходным в любом из отведений (особенно V 4); 6) уменьшение амплитуды зубца R не менее чем на 50% от его величины в состоянии покоя.
Гарвардский степ-тест
Гарвардский степ-тест (L. broucha, 1943) заключается в подъемах на скамейку высотой 50 см для мужчин и 43 см для женщин в течение 5 мин в заданном темпе. Темп восхождения постоянный и равняется 30 циклам в 1 мин. Kаждый цикл состоит из четырех шагов. Темп задается метрономом 120 ударов в минуту. После завершения теста обследуемый садится на стул и в течение первых 30 с на 2-й, 3-й и 4-й минутах подсчитывается ЧСС. Если обследуемый в процессе тестирования отстает от заданного темпа, то тест прекращается.
О физической работоспособности спортсмена судят по индексу гарвадского степ-теста (ИГСТ), который рассчитывается, исходя из времени восхождения на ступеньку и ЧСС после окончания теста. Высота ступеньки и время восхождения на нее выбираются в зависимости от пола и возраста обследуемого (см. табл. Высота ступеньки и время восхождения в гарвадском степ-тесте ).
Высота ступеньки и время восхождения в гарвадском степ-тесте
* Поверхность тела можно определить по номограмме для определения поверхности тела по росту и массе тела к статье Оценка физического развития .
Индекс гарвардского степ-теста рассчитывают по формуле:
ИГСТ = (t x 100) / [(f 1 + f 2 + f 3) х 2]
где t - время восхождения в секундах, f 1 , f 2 , f 3 - частота сердечных сокращений (ЧСС) за 30 с на 2-й, 3-й и 4-й минутах восстановления соответственно.
При массовых обследованиях можно пользоваться сокращенной формулой:
ИГСТ = (t х 100) / (f х 5,5)
где t - время восхождения в секундах, f - частота сердечных сокращений (ЧСС).
Подсчет облегчается при использовании см. табл. ; ; . Табл. Нахождение индекса по гарвадскому степ-тесту предусмотрена для определения ИГСТ у взрослых людей, если нагрузка была выдержана до конца (то есть в течение 5 мин). Сначала суммируют три подсчета пульса (f 1 + f 2 + f 3 = сумма f), затем в левом вертикальном столбике находят две первые цифры этой суммы, а в верхней горизонтальной строчке - последнюю цифру. Искомый ИГСТ находится на месте пересечения указанных строк. Если подсчет пульса производился только один раз по сокращенной форме, то ИГСТ находят по значению f 2 этого подсчета аналогичным образом в табл. Нахождение индекса по гарвадскому степ-тесту по сокращенный форме . Табл. Зависимость ИГСТ от времени восхождения облегчает расчет ИГСТ при неполном времени восхождения (сокращенная форма).
Нахождение индекса по гарвадскому степ-тесту
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
80 | 188 | 185 | 183 | 181 | 179 | 176 | 174 | 172 | 170 | 168 |
90 | 167 | 165 | 163 | 161 | 160 | 158 | 156 | 155 | 153 | 152 |
100 | 150 | 148 | 147 | 146 | 144 | 143 | 142 | 140 | 139 | 138 |
110 | 136 | 135 | 134 | 133 | 132 | 130 | 129 | 128 | 127 | 126 |
120 | 125 | 124 | 123 | 122 | 121 | 120 | 118 | 117 | 117 | 116 |
130 | 115 | 114 | 114 | 113 | 112 | 111 | 110 | 110 | 109 | 108 |
140 | 107 | 106 | 106 | 105 | 104 | 103 | 103 | 102 | 101 | 101 |
150 | 100 | 99 | 99 | 98 | 97 | 97 | 96 | 96 | 95 | 94 |
160 | 94 | 93 | 93 | 92 | 92 | 91 | 90 | 90 | 89 | 89 |
170 | 88 | 88 | 87 | 87 | 86 | 86 | 85 | 85 | 84 | 84 |
180 | 83 | 82 | 82 | 82 | 82 | 81 | 81 | 80 | 80 | 79 |
190 | 79 | 78 | 78 | 78 | 77 | 77 | 76 | 76 | 76 | 75 |
200 | 75 | 75 | 74 | 74 | 74 | 73 | 73 | 72 | 72 | 72 |
210 | 71 | 71 | 71 | 70 | 70 | 70 | 69 | 69 | 69 | 68 |
220 | 68 | 67 | 67 | 67 | 67 | 67 | 66 | 66 | 66 | 66 |
230 | 65 | 65 | 65 | 64 | 64 | 64 | 64 | 63 | 63 | 63 |
240 | 62 | 62 | 62 | 62 | 61 | 61 | 61 | 61 | 60 | 60 |
250 | 60 | 60 | 60 | 59 | 59 | 59 | 59 | 58 | 58 | 58 |
260 | 58 | 57 | 57 | 57 | 57 | 57 | 56 | 56 | 56 | 56 |
270 | 56 | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 | 54 | 54 | 54 | 54 |
280 | 54 | 53 | 53 | 53 | 53 | 53 | 52 | 52 | 52 | 52 |
290 | 52 | 52 | 51 | 51 | 51 | 51 | 51 | 50 | 50 | 50 |
Таблица нахождения индекса по гарвадскому степ-тесту по полной форме у взрослых людей (t = 5 мин)
Нахождение индекса по гарвадскому степ-тесту по сокращенный форме
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
30 | 182 | 176 | 171 | 165 | 160 | 156 | 152 | 147 | 144 | 140 |
40 | 136 | 133 | 130 | 127 | 124 | 121 | 119 | 116 | 114 | 111 |
50 | 109 | 107 | 105 | 103 | 101 | 99 | 97 | 96 | 94 | 92 |
60 | 91 | 89 | 88 | 87 | 85 | 84 | 83 | 81 | 80 | 79 |
70 | 78 | 77 | 76 | 75 | 74 | 73 | 72 | 71 | 70 | 69 |
80 | 68 | 67 | 67 | 66 | 65 | 64 | 63 | 63 | 62 | 61 |
90 | 61 | 60 | 59 | 59 | 58 | 57 | 57 | 56 | 56 | 55 |
100 | 55 | 54 | 53 | 53 | 52 | 52 | 51 | 51 | 50 | 50 |
110 | 50 | 49 | 49 | 48 | 48 | 47 | 47 | 47 | 46 | 46 |
Таблица для нахождения индекса по гарвадскому степ-тесту по сокращенный форме у взрослых людей (t = 5 мин)
Зависимость ИГСТ от времени восхождения (сокращенная форма)
Пульс за первве 30 с со 2-й минуты восстановления | ||||||||
Время, мин | 40-44 | 45-49 | 50-54 | 55-59 | 60-64 | 65-69 | 70-74 | 75-79 |
0-0.1/2 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
0.1/2-1 | 19 | 17 | 16 | 14 | 13 | 12 | 11 | 11 |
1-1.1/2 | 32 | 29 | 26 | 24 | 22 | 20 | 19 | 18 |
1.1/2-2 | 45 | 41 | 28 | 24 | 21 | 29 | 27 | 25 |
2-2.1/2 | 58 | 52 | 47 | 43 | 40 | 36 | 34 | 32 |
2.1/2-3 | 71 | 64 | 58 | 53 | 48 | 45 | 42 | 39 |
3-3.1/2 | 84 | 75 | 68 | 62 | 57 | 53 | 49 | 46 |
3.1/2-4 | 97 | 87 | 79 | 72 | 66 | 61 | 57 | 53 |
4-4.1/2 | 110 | 98 | 89 | 82 | 75 | 70 | 65 | 61 |
4.1/2-5 | 123 | 110 | 100 | 91 | 84 | 77 | 72 | 68 |
5 | 129 | 116 | 105 | 96 | 88 | 82 | 77 | 71 |
В левом вертикальном столбике находят фактическое время восхождения (округленное до 30 с), а в верхней горизонтальной строчке - число ударов пульса за первые 30 с со 2-й минуты восстановления.
Из-за большой интенсивность нагрузки тест применяют только при обследовании спортсменов.
Kритерии оценки результатов гарвадского степ-теста приведены в табл. Оценка результатов гарвадского степ-теста .
Оценка результатов гарвадского степ-теста
Самые большие показатели (до 170) отмечены у спортсменов экстракласса, тренирующихся на выносливость (лыжные гонки, академическая гребля, плавание, марафонский бег и др.).
Субмаксимальные нагрузочные тесты
Субмаксимальные нагрузочные тесты проводятся с различными видами нагрузок:
1) немедленное увеличение нагрузки после разминки до предполагаемого субмаксимального уровня для данного субъекта;
2) равномерная нагрузка на определенном уровне с увеличением при последующих исследованиях;
3) непрерывное или почти непрерывное возрастание нагрузки;
4) ступенчатое возрастание нагрузки;
5) ступенчатое возрастание нагрузки, чередующееся с периодами отдыха. Первый, третий и четвертый тесты используются в основном при обследовании спортсменов, второй - для сравнительной оценки переносимости определенной нагрузки каким-либо контингентом лиц. По рекомендации ВОЗ при обследовании здоровых лиц начальная нагрузка у женщин должна составлять 150 кгм/мин с последующим увеличением до 300-450-600 кгм/мин и т.д.; у мужчин - 300 кгм/мин с последующим возрастанием до 600-900-1200 кгм/мин и т.д. Длительность каждого этапа нагрузки - не менее 4 мин. Периоды отдыха между этапами нагрузки составляют 3-5 мин.
Тест на тредмилле (см. рис. ) обычно начинается со скоростью 6 км/ч с последующим увеличением до 8 км/ч, 10 км/ч и т.д. Уклон движения увеличивается ступененчато до 2,5%.
Нагрузочные тесты у детей
Нагрузочные тесты у детей в возрасте до 10 лет начинаются с минимальных нагрузок (до 50 кгм/мин), а с 10 лет и старше - с учетом массы тела. Обычно, как рекомендует ВОЗ, - со 100-150 кгм/мин.
Градуировать нагрузки проще всего по шкале велоэргометра. При степ-тесте величина нагрузок определяется на основе расчета массы обследуемого, высоты ступенек и количества подъемов на них. При тесте с тредмиллом рассчитываются затраты энергии в зависимости от скорости движения и уклона (рис. ).
Номограмма для определения общих кислородных затрат при тесте на тредбане (по R. Shephard, 1969)
Учитывая линейную зависимость между частотой пульса и величиной потребления кислорода по ЧСС, можно судить об уровне аэробной способности обследуемого во время нагрузочного теста и об уровне нагрузки для достижения, например, 75% аэробной способности (табл. Приблизительная частота пульса ).
Приблизительная частота пульса
Аэробная способность, % | Возраст, лет | |||||||||
20-29 | 30-39 | 40-49 | 50-59 | 60-69 | ||||||
Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | |
40 | 115 | 122 | 115 | 120 | 115 | 117 | 111 | 113 | 110 | 112 |
60 | 141 | 148 | 138 | 143 | 136 | 138 | 131 | 134 | 127 | 130 |
75 | 161 | 167 | 156 | 160 | 152 | 154 | 145 | 145 | 140 | 142 |
100 | 195 | 198 | 187 | 189 | 178 | 179 | 170 | 171 | 162 | 163 |
Приблизительная частота пульса (уд/мин) в зависимости от аэробной способности (по R. Sheppard, 1969)
Таблица дает также представление о максимальной частоте сердечных сокращений у лиц разного пола и возраста.
Максимальная частота сердечных сокращений для лиц разного возраста может быть ориентировочно определена и путем вычитания из 220 числа лет обследуемого. Например, для человека в возрасте 30 лет максимальная ЧСС составляет 220 - 30 = 190.
Субмаксимальный тест Валунда-Шестранда
Субмаксимальный тест Валунда-Шестранда (W 170 или PWC 170) рекомендован ВОЗ для определения физической работоспособности по достижению ЧСС 170 уд/мин (мощность физической нагрузки выражается в кгм/мин или Вт), при которой частота сердечных сокращений после врабатываемости устанавливается на уровне 170 уд/мин, то есть W 170 (или PWC 170). Данный уровень нагрузки и является показателем W 170 .
Для старших возрастных групп, учитывая более низкий предел допустимого возрастания пульса, а также у юных спортсменов применяют тесты PWC 130 и PWC 150 - определение физической работоспособности при достижении ЧСС 130 и 150 уд/мин.
Тест выполняется следующим образом: испытуемый подвергается на велоэргометре двум нагрузкам разной мощности (W 1 и W 2) продолжительностью 5 мин, каждая с 3 мин отдыха. Нагрузка подбирается с таким расчетом, чтобы получить несколько значений пульса в диапазоне от 120 до 170 уд/мин. В конце каждой нагрузки определяют ЧСС (соответственно f 1 и f 2).
На основании полученных данных строят графики, где на оси абсцисс заносят показатели мощности нагрузки (W 1 и W 2), на оси ординат - соответствующую ЧСС (рис. ). На пересечении перпендикуляров, опущенных в соответствующие точки осей графика, находят координаты 1 и 2, через них проводят прямую до пересечения с перпендикуляром, восстановленным из точки ЧСС, соответствующей 170 уд/мин (координата 3). Из нее опускают перпендикуляр на ось абсцисс, и получают таким образом значение мощности нагрузки при ЧСС, равной 170 уд/мин.
PWC 170: f 1 и f 2 - ЧСС при первой и второй нагрузках; W 1 и W 2 - мощность первой и второй нагрузок
Для упрощения расчета мощность работы при двухступенчатом тесте PWC 170 рекомендуется формула:
PWC 170 = x [(170 - f 1) / (f 1 - f 2)]
где PWC 170 - мощность физической нагрузки при ЧСС 170 уд/мин, W1 и W2 - мощность первой и второй нагрузок (кгм/мин или Вт); f 1 и f 2 - ЧСС на последней минуте первой и второй нагрузок (в 1 мин).
В качестве ориентиров могут быть использованы следующие величины PWC 170 у здоровых людей: для женщин - 422-900 кгм/мин, для мужчин - 850-1100 кгм/мин. У спортсменов этот показатель зависит от вида спорта и колеблется в пределах 1100-2100 кгм/мин, а представители циклических видов спорта (академическая гребля, велошоссе, лыжные гонки и др.) имеют еще более высокие показатели. Для сравнения сходных индивидуумов рассчитывают относительную величину показателя PWC 170 , например, Вт/кг.
Определение максимального потребления кислорода
Определение максимального потребления кислорода (МПK). МПK является основным показателем продуктивности кардиореспираторной системы. МПK - это наибольшее количество кислорода, которое человек способен потребить в течение одной минуты. МПK - мера аэробной мощности и интегральный показатель состояния транспортной системы кислорода (О2). Определяется он непрямым или прямым методом.
Чаще применяют непрямой метод измерения МПK (рис. ), не требующий сложной аппаратуры. Для обследования высококвалифицированных спортсменов рекомендуется измерять МПK прямым методом.
График для прямого определения максимальной работы и МПK на основе субмаксимальных нагрузочных тестов (по K. Lange Andersen и Smith-Siversten, 1966)
В норме между величиной потребления кислорода (ПK) и ЧСС существует линейная зависимость.
МПK - основной показатель, отражающий функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и физическое состояние в целом., то есть аэробную способность. Этот показатель (л/мин, а точнее, мл/мин/кг) или его энергетический эквивалент (кДж/мин, ккал/мин) относятся к ведущим в оценке и градациях физического состояния человека. Таким образом, субмаксимальные нагрузочные тесты, обеспечивающие информацию об аэробной способности, являются важнейшим инструментом оценки функционального состояния организма. Величина МПK зависит от пола, возраста, физической подготовленности обследуемого и варьирует в широких пределах. Нормальные величины максимального потребления кислорода у детей школьного возраста и у взрослых приведены в табл. Максимальное потребление кислорода у детей и подростков ; Максимальное потребление кислорода у взрослых .
Максимальное потребление кислорода у детей и подростков
Максимальное потребление кислорода у детей и подростков (по J. Rutenfranz, T. Hettinger, 1959)
Максимальное потребление кислорода (мл/мин/кг) у взрослых
Испытуемому рекомендуется велоэргометрическая нагрузка (ЧСС после врабатывания должно находится между (120-170 уд/мин) или степ-тест (высота ступеньки 40 см - для мужчин, 33 см - для женщин, темп восхождения - 22,5 цикла в 1 мин) в течение не менее 5 мин. ЧСС регистрируется на 5-й минуте работы. Расчет МПK проводят по специальной номограмме I. Astrand (рис. ) и формуле фон Добелна (табл. K расчету МПK по формуле фон Добелна ).
Номограмма Astrand-Ryhming для определения МПK на основе субмаксимального степ-теста и теста на велоэргометре
K расчету МПK (V O2max) по формуле фон Добелна
Найденная с помощью номограммы величина МПK корригируется путем умножения на «возрастной фактор» (табл. ).
Возрастные поправочные коэффициенты
Возрастные поправочные коэффициенты к величинам максимального потребления кислорода по номограмме I. Astrand (1960)
В табл. Определение максимального потребления кислорода представлена номограмма I. Astrand после расчета на основе субмаксимального нагрузочного теста на велоэргометре.
Определение максимального потребления кислорода*
Мужчины | ||||||||||
ЧСС | ЧСС | Максимальное потребление кислорода, л/мин | ||||||||
300 кгм/мин | 600 кгм/мин | 900 кгм/мин | 1200 кгм/мин | 1500 кгм/мин | 600 кгм/мин | 900 кгм/мин | 1200 кгм/мин | 1500 кгм/мин | ||
120 | 2,2 | 3,5 | 4,8 | - | - | 148 | 2,4 | 3,2 | 4,3 | 5,4 |
121 | 2,2 | 3,4 | 4,7 | - | - | 149 | 2,3 | 3,2 | 4,3 | 5,4 |
122 | 2,2 | 3,4 | 4,6 | - | - | 150 | 2,3 | 3,2 | 4,2 | 5,3 |
123 | 2,1 | 3,4 | 4,6 | - | - | 151 | 2,3 | 3,1 | 4,2 | 5,2 |
124 | 2,1 | 3,3 | 4,5 | 6,0 | - | 152 | 2,3 | 3,1 | 4,1 | 5,2 |
125 | 2,0 | 3,2 | 4,4 | 5,9 | - | 153 | 2,2 | 3,0 | 4,1 | 5,1 |
126 | 2,0 | 3,2 | 4,4 | 5,8 | - | 154 | 2,2 | 3,0 | 4,0 | 5,1 |
127 | 2,0 | 3,1 | 4,3 | 5,7 | - | 155 | 2,2 | 3,0 | 4,0 | 5,0 |
128 | 2,0 | 3,1 | 4,2 | 5,6 | - | 156 | 2,2 | 2,9 | 4,0 | 5,0 |
129 | 1,9 | 3,0 | 4,2 | 5,6 | - | 157 | 2,1 | 2,9 | 3,9 | 4,9 |
130 | 1,9 | 3,0 | 4,1 | 5,5 | - | 158 | 2,1 | 2,9 | 3,9 | 4,9 |
131 | 1,8 | 2,9 | 4,0 | 5,4 | - | 159 | 2,1 | 2,8 | 3,8 | 4,8 |
132 | 1,8 | 2,9 | 4,0 | 5,3 | - | 160 | 2,1 | 2,8 | 3,8 | 4,8 |
133 | 1,8 | 2,8 | 3,9 | 5,3 | - | 161 | 2,0 | 2,8 | 3,7 | 4,7 |
134 | 1,8 | 2,8 | 3,9 | 5,2 | - | 162 | 2,0 | 2,8 | 3,7 | 4,6 |
135 | 1,7 | 2,8 | 3,8 | 5,1 | - | 163 | 2,0 | 2,8 | 3,7 | 4,6 |
136 | 1,7 | 2,7 | 3,8 | 5,0 | - | 164 | 2,0 | 2,7 | 3,6 | 4,5 |
137 | 1,7 | 2,7 | 3,7 | 5,0 | - | 165 | 2,0 | 2,7 | 3,6 | 4,5 |
138 | 1,6 | 2,7 | 3,7 | 4,9 | - | 166 | 1,9 | 2,7 | 3,6 | 4,5 |
139 | 1,6 | 2,6 | 3,6 | 4,8 | - | 167 | 1,9 | 2,6 | 3,5 | 4,4 |
140 | 1,6 | 2,6 | 3,6 | 4,8 | 6,0 | 168 | 1,9 | 2,6 | 3,5 | 4,4 |
141 | - | 2,6 | 3,5 | 4,7 | 5,9 | 169 | 1,9 | 2,6 | 3,5 | 4,3 |
142 | - | 2,5 | 3,5 | 4,6 | 5,8 | 170 | 1,8 | 2,6 | 3,4 | 4,3 |
143 | - | 2,5 | 3,4 | 4,6 | 5,7 | - | - | - | - | - |
144 | - | 2,5 | 3,4 | 4,5 | 5,7 | - | - | - | - | - |
145 | - | 2,4 | 3,4 | 4,4 | 5,6 | - | - | - | - | - |
146 | - | 2,4 | 3,3 | 4,4 | 5,6 | - | - | - | - | - |
147 | - | 2,4 | 3,3 | 4,4 | 5,5 | - | - | - | - | - |
Женщины | |||||||||||
ЧСС | Максимальное потребление кислорода, л/мин | ЧСС | Максимальное потребление кислорода, л/мин | ||||||||
300 кгм/мин | 450 кгм/мин | 600 кгм/мин | 750 кгм/мин | 900 кгм/мин | 300 кгм/мин | 450 кгм/мин | 600 кгм/мин | 750 кгм/мин | 900 кгм/мин | ||
120 | 2,6 | 3,4 | 4,1 | 4,8 | - | 146 | 1,0 | 2,2 | 2,6 | 3,2 | 3,7 |
121 | 2,5 | 3,3 | 4,0 | 4,8 | - | 147 | 1,6 | 2,1 | 2,6 | 3,1 | 3,6 |
122 | 2,5 | 3,2 | 3,9 | 4,7 | - | 148 | 1,6 | 2,1 | 2,6 | 3,1 | 3,6 |
123 | 2,4 | 3,1 | 3,8 | 4,6 | - | 149 | - | 2,1 | 2,6 | 3,0 | 3,5 |
124 | 2,4 | 3,1 | 3,8 | 4,5 | - | 150 | - | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,5 |
125 | 2,3 | 3,0 | 3,7 | 4,4 | - | 151 | - | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,4 |
126 | 2,3 | 3,0 | 3,6 | 4,3 | - | 152 | - | 2,0 | 2,5 | 2,9 | 3,4 |
127 | 2,2 | 2,9 | 3,5 | 4,2 | - | 153 | - | 2,0 | 2,4 | 2,9 | 3,3 |
128 | 2,2 | 2,8 | 3,5 | 4,2 | 4,8 | 154 | - | 2,0 | 2,4 | 2,8 | 3,3 |
129 | 2,2 | 2,8 | 3,4 | 4,1 | 4,8 | 155 | - | 1,9 | 2,4 | 2,8 | 3,2 |
130 | 2,1 | 2,7 | 3,4 | 4,0 | 4,7 | 156 | - | 1,9 | 2,3 | 2,8 | 3,2 |
131 | 2,1 | 2,7 | 3,4 | 4,0 | 4,6 | 157 | - | 1,9 | 2,3 | 2,7 | 3,2 |
132 | 2,0 | 2,7 | 3,3 | 3,9 | 4,5 | 158 | - | 1,8 | 2,3 | 2,7 | 3,1 |
133 | 2,0 | 2,6 | 3,2 | 3,8 | 4,4 | 159 | - | 1,8 | 2,2 | 2,7 | 3,1 |
134 | 2,0 | 2,6 | 3,2 | 3,8 | 4,4 | 160 | - | 1,8 | 2,2 | 2,6 | 3,0 |
135 | 2,0 | 2,6 | 3,1 | 3,7 | 4,3 | 161 | - | 1,8 | 2,2 | 2,6 | 3,0 |
136 | 1,9 | 2,5 | 3,1 | 3,6 | 4,2 | 162 | - | 1,8 | 2,2 | 2,6 | 3,0 |
137 | 1,9 | 2,5 | 3,0 | 3,6 | 4,2 | 163 | - | 1,7 | 2,2 | 2,6 | 2,9 |
138 | 1,8 | 2,4 | 3,0 | 3,5 | 4,1 | 164 | - | 1,7 | 2,1 | 2,5 | 2,9 |
139 | 1,8 | 2,4 | 2,9 | 3,5 | 4,0 | 165 | - | 1,7 | 2,1 | 2,5 | 2,9 |
140 | 1,8 | 2,4 | 2,8 | 3,4 | 4,0 | 166 | - | 1,7 | 2,1 | 2,5 | 2,8 |
141 | 1,8 | 2,3 | 2,8 | 3,4 | 3,9 | 167 | - | 1,6 | 2,1 | 2,4 | 2,8 |
142 | 1,7 | 2,3 | 2,8 | 3,3 | 3,9 | 168 | - | 1,6 | 2,0 | 2,4 | 2,8 |
143 | 1,7 | 2,2 | 2,7 | 3,3 | 3,8 | 169 | - | 1,6 | 2,0 | 2,4 | 2,8 |
144 | 1,7 | 2,2 | 2,7 | 3,2 | 3,8 | 170 | - | 1,6 | 2,0 | 2,4 | 2,7 |
145 | 1,6 | 2,2 | 2,7 | 3,2 | 3,7 | - | - | - | - | - | - |
* Определение максимального потребления кислорода по частоте сердечных сокращений при нагрузках на велоэргометре у мужчин и женщин. Данные таблицы должны быть скорригированы по возрасту (см. табл. Возрастные поправочные коэффициенты ).
Для детей и подростков младше 15 лет разработана специальная номограмма Гюртлера.
Определение МПK прямым методом дает более точные результаты. Испытуемый выполняет ступенеобразную повышающуюся нагрузку на велоэргометре или тредбане. Исходная мощность нагрузки и последующие «ступень» выбираются с учетом пола, возраста и физической подготовленности обследуемого. Прямое определение МПK используют при тестировании высококвалифицированных спортсменов.
В зависимости от вида спорта и квалификации спортсмены начинают работу с мощности 100 или 150 Вт, а спортсменки - с 75 или 100 Вт. В течение последних 30 с каждой «ступени» нагрузки выдыхаемый воздух собирают в мешок Дугласа. Затем производится газоанализ с помощью аппарата Холдена или другого прибора, а газовым счетчиком измеряется количество выдохнутого воздуха. Существуют автоматические газоанализаторы, которые позволяют во время нагрузки непрерывно регистрировать концентрацию кислорода и углекислого газа в потоке выдыхаемого воздуха. Электронный калькулятор анализаторов последних моделей автоматически на бумажный ленте через каждые 20-30 с печатает данные об уровне потребления кислорода, легочной вентиляции (минутный объем дыхания), дыхательном коэффициенте и другие показатели. Наличие приборов такого типа значительно повышает эффективность тестирования спортсменов.
Для сравнения работоспособности отдельных лиц используют не абсолютное значение МПK (л/мин), а относительную величину. Последнюю получают, разделив МПK в мл/мин на массу тела в килограммах. Единица относительного показателя - мл/кг в 1 мин.
У спортсменов МПK составляет 3-5 л/мин, в отдельных случаях - выше 6 л/мин. У лыжников-гонщиков, занимающихся академической греблей, гонками на шоссе и других спортсменов высокой квалификации относительная величина МПK достигает 80 л/кг в 1 мин и больше (табл. Максимум потребления кислорода ).
Максимум потребления кислорода*
Вид спорта | Мужчины | Женщины | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лыжные гонки |
83 | 63 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
80 | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бег на коньках |
78 | 54 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ориентирование Анаэробная производительность имеет большое значение при выполнении предельных нагрузок продолжительностью от 30 с до 2 мин. Такая работа характерна для хоккеистов, бегунов на средние дистанции, конькобежцев и представителей других видов спорта, тренирующих скоростную выносливость. Среди разных показателей анаэробной производительности (максимальный кислородный долг, максимальная анаэробная мощность и др.). Kонцентрация молочной кислоты (лактата) в артериальной крови наиболее доступна для измерения. Лактат определяют в процессе тренировки и сразу после ее окончания. Kровь берется из кончика пальца или мочки уха. Молочная кислота определяется по методу Баркера-Саммерсона в модификации Штром или ферментативным методом. В норме концентрация молочной кислоты в крови 0,33-1,5 ммоль/л. После выполнения физической нагрузки лактат колеблется от 4-7 до 14-21 ммоль/л. Показатели зависят от характера физической нагрузки, возраста, пола и физической (функциональной) подготовленности спортсмена. Под влиянием систематических интенсивных физических нагрузок лактат снижается. Тест со ступенькамиТест со ступеньками является наиболее физиологичным, простым и доступным для спортсменов физической подготовленности. Обычно используется стандартная двойная ступенька (высота каждой 23 см). Применяются и другие ступенчатые эргометры. Так, V. Gottheiner (1968) приспосабливает высоту ступеньки к длине ног обследуемого. При длине ног до 90 см высота ступеньки 20 см, при 90-99 см - 30 см, при 100-109 см - 40 см, а при 110 см и выше - 50 см. При этом длина ноги обследуемого измеряется от вертельной точки до пола с помощью номограммы Gottheiner V. (рис. ). На оси абсцисс (АС) отложены значения длины ноги, на оси ординат (АВ) - значения высоты ступеньки в сантиметрах. Из точки пересечения перпендикуляра, проведенного из точки на оси абсцисс, соответствующей длине ноги обследуемого, с линией ДЕ, проводят прямую линию на ось ординат, получают точку, соответствующую искомой высоте ступеньки. Скорость подъема контролируется метрономом. Kаждый этап нагрузки длится 4 мин. АД и пульс подсчитывают до и после нагрузки. Номограмма для определения высоты ступеньки при степ-тесте Для определения субмаксимального нагрузочного уровня можно пользоваться табл. Минимальное количество подъемов на ступеньку , в которой указано количество подъемов на двойную ступеньку в 1 мин на протяжении 4 мин, соответствующее 75% максимального потребления кислорода (МПK) для лиц средней физической способности разного пола, массы и возраста. Для ориентировочной оценки результатов теста пользуются табл. Субмаксимальные нагрузки при степ-тесте . Над каждым столбцом в скобках указана частота сердечных сокращений (ЧСС уд/мин), соответствующая средней физической способности женщин и мужчин данной возрастной группы. Если ЧСС обследуемого при указанной для него нагрузке будет отличаться менее чем на 10 уд/мин от приведенной в скобках величины, то физическое состояние его можно считать удовлетворительным. В случае, когда ЧСС ниже этой величины на 10 и более, физическая способность обследуемого выше средней, а если частота ЧСС на 10 и более уд/мин выше этой величины, то физическая способность низкая. Субмаксимальные нагрузки при степ-тесте*
* Субмаксимальные нагрузки при степ-тесте и их оценка для лиц разного возраста, пола и массы тела. В скобках указана ЧСС, соответствующая результатам теста при средней физической способности мужчин и женщин данной возрастной группы (по R. Shepard, 1969). W = BW х H х T х 1,33 где W - нагрузка, (кгм/мин), BW - масса тела (кг), Н - высота ступеньки (м), Т - количество подъемов в 1 мин, 1,33 - поправочный коэффициент, учитывающий физические затраты на спуск с лестницы, которые составляют 1/3 затрат на подъем. I. Ryhming (1953) предложил степ-тест, по которому можно определять МПK непрямым методом с помощью номограммы. Высота ступенек для мужчин - 40 см, для женщин - 33 см. Темп восхождений - 22 ступеньки в 1 мин., в течение 6 мин. Затем по номограмме Астранда-Риминг (1954) определяется МПK (см. рис. ). ВелоэргометрияВелоэргометр - наиболее удобный прибор для проведения субмаксимальных нагрузочных тестов, так как обеспечивает оптимальную возможность получения точных физиологических данных для оценки функционального состояния человека, его физических способностей. Английский
|
- Шестиминутный тест.
- Бег на 600; 800; 1000 м.
- Марш-бросок - 3000-5000 м.
- Подтягивание на перекладине.
- Отжимание от пола.
- Из и.п. лёжа на мате, руки за голову, ноги согнуты в коленном суставе - поднимание и опускание туловища.
- Лазанье по канату.
- Прыжок вверх с места.
- Прыжок в длину с места.
- Тройной прыжок с места.
- Пятерной прыжок с места.
- Прыжок в глубину.
- Толкание ядра.
- Метание гранаты с разбега.
- Челночный бег 330 м; 510 м.
- Бег по зигзагу.
Что же такое тест? Тест - это кратковременное технически сравнительно простое испытание, имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учёту и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у испытуемых. Процесс испытания называется тестированием, а полученное в итоге числовое значение - результатом тестирования.
Бег на 200; 300; 400 м.
а) из-за головы;
б) из-за спины;
в) снизу-вверх.
Просмотр содержимого документа
«"Тестирование для определения двигательных способностей учащихся" »
Тестирование для определения двигательных способностей учащихся – один из этапов здоровьесберегающей технологии
на уроках физической культуры
В средней школе, для того чтобы правильно планировать тренировочный процесс, педагогу необходима диагностика подготовленности школьников на занятиях физической культурой. Под диагностикой подготовленности понимается объективная оценка состояния двигательной функции занимающихся, а также их спортивно-технического мастерства.
Оперативный контроль – оценивается эффект одного тренировочного занятия.
Чаще всего мне необходимо осуществлять контроль через 1-2 месяца подготовки. Так проводят оценку показателей уровня развития двигательных качеств, степень овладения техническими навыками.
Для получения достоверной информации мне необходимо знать:
что и когда измерять;
какими должны быть уровень и динамика контрольных показателей.
Оценка состояния не должна и не может быть сведена в ходе педагогического контроля и оценке какого-либо одного показателя, а предполагает учет и анализ совокупности целого ряда параметров. Для оценки подготовленности занимающихся с помощью тестов необходимо, чтобы эти упражнения соответствовали специфике спортивной дисциплины, половым, возрастным, квалификационным особенностям учащихся, а сами тесты были надёжны, информативны.
Что же такое тест? Тест – это кратковременное технически сравнительно простое испытание, имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учёту и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у испытуемых. Процесс испытания называется тестированием, а полученное в итоге числовое значение – результатом тестирования.
Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, называются двигательными или моторными.
Одним из основных условий является простота тестов, допустимость измерений для учителя и необременительности для учащихся. Измерение различных сторон подготовленности учащихся должно проводится систематически, что даёт возможность сравнивать значения показателей на различных этапах тренировки. Необходима точность результатов контроля, которая зависит от стандартизации проведения тестов и измерения результатов.
В настоящее время спортивная практика располагает достаточно большим количеством тестов, с помощью которых оценивается физическая подготовленность учащихся различного возраста. Я предлагаю вам распространённые тесты для определения двигательных способностей детей и подростков, занимающихся физической культурой.
Тесты для определения выносливости
Шестиминутный тест.
Бег на 600; 800; 1000 м.
Марш-бросок – 3000-5000 м.
Ходьба спортивная 1000; 2000; 5000 м.
Для определения скоростной выносливости.
Бег на 200; 300; 400 м.
Тесты для определения быстроты
Частота движений в беге на месте за 1 мин.; 30 сек.; 10 сек.
Быстрый бег с низкого старта на 20 м; 30 м; 60 м; 100 м.
Быстрый бег с ходу на 20 м; 30 м; 40 м.
Быстрый бег с высокого старта на 30 м; 40 м; 60 м; 80 м; 100 м.
Эстафетный бег: 850 м; 580 м; 4100 м.
С детьми младшего школьного возраста различные эстафеты («Весёлые старты») для воспитания быстроты.
Тесты для определения силовых способностей
Динамометрия (определение силы кисти).
Подтягивание на перекладине.
Отжимание от пола.
Из положения в висе поднимание прямых ног.
Из и.п. лёжа на мате, руки за голову, ноги согнуты в коленном суставе – поднимание и опускание туловища.
Лазанье по канату.
Подъём штанги на грудь (50-95% от максимума).
Рывок штанги (50-90% от максимального веса).
приседание со штангой (50-90% от максимального веса на время).
Тесты для определения скоростно-силовых способностей
Прыжок вверх с места.
Прыжок в длину с места.
Тройной прыжок с места.
Пятерной прыжок с места.
Прыжок в глубину.
Метание набивного мяча из различных исходных положений двумя руками:
а) из-за головы;
б) из-за спины;
в) снизу-вверх.
Для детей младшего школьного возраста метание теннисного мяча с разбега, одной рукой, на дальность.
Толкание ядра.
Метание гранаты с разбега.
Прыжки на двух ногах через скакалку на время (в течение одной минуты).
Тесты для определения гибкости
Наклон туловища вперед из положения в седее, ноги вместе.
Из и.п. стоя ноги вместе наклон туловища вперед.
Мостик. При выполнении мостика измеряется расстояние от пяток до кончиков пальцев испытуемого.
Разведение ног в стороны (продольный, поперечный шпагат). Измеряется расстояние от вершины угла до пола.
Тесты для оценки координационных способностей
Челночный бег 330 м; 510 м.
Метание теннисного мяча на точность попадания в цель.
Бег по зигзагу.
Метание теннисного мяча в цель, стоя спиной к мишени (метание мяча над плечом или головой).
Отпускание палки (педагог держит гимнастическую палку за верхний конец на вытянутой руке, тестируемый держит открытую кисть на вытянутой руке у нижнего конца палки. Педагог отпускает палку, тестируемый должен поймать ее).
Стойка на одной ноге. Тестируемый закрывает глаза и становится на одну ногу, другая согнута в коленном суставе и развернута. Пятка согнутой ноги касается колена опорной ноги, руки на поясе. Педагог включает секундомер. Фиксируется показатель удержание времени на равновесие.
Выполнение различных сложнокоординационных упражнений (прыжок в высоту с разбега, прыжок в длину с разбега, бег с барьерами и т.д.).