Скорость падения парашютиста зависит от времени падения, плотности воздушной среды, площади падающего тела и коэффициента лобового сопротивления. На скорость падения масса падающего тела влияет незначительно.
На падающее в воздушной среде тело действуют две силы: сила тяжести, всегда направленная вниз, и сила сопротивления воздуха, направленная против силы тяжести. Скорость падения будет возрастать до того момента, пока сила тяжести и сила сопротивления воздуха не уравновесятся. В начале движения тела в воздухе скорость нарастает, затем становится всё медленнее, и, наконец, на 11-12 секунде скорость становится почти постоянной. Это состояние называется установившимся падением , а соответствующая ему скорость - предельной скоростью.
Помимо продолжительности падения, на скорость тела большое влияние оказывает высота прыжка, вес, размеры и положение тела.
Поскольку плотность воздуха с высотой меняется, то и скорость падения будет так же меняться. Чем дальше от земли, тем скорость падения будет больше, т.к. плотность воздуха уменьшается. Скорость Вашего падения не будет превышать 35 м/сек., т.к. Вы после отделения от самолёта будете снижаться под стабилизирующим куполом.
Нагрузки, возникающие при раскрытии парашюта.
В отношении восприятия нагрузки при раскрытии парашюта большое значение имеет подгонка подвесной системы. Чем равномернее и плотнее лежат лямки, тем равномернее по телу распределяется. Для перенесения нагрузок существенное значение имеет состояние тела - напряжено оно или расслаблено. В ожидании рывка парашютист должен сгруппироваться и напрячь мышцы. В этом случае "удар" перенесется гораздо легче. Голову нельзя поворачивать в сторону или наклонять, т.к. лямки могут нанести ушибы.
Управление парашютом в воздухе и его физическая сущность.
Под управлением парашютом понимается возможность изменения его положения в пространстве маневрированием по направлению и скорости. Горизонтального перемещения можно достигнуть и на круглом куполе.
Чтобы создать горизонтальное перемещение вперед необходимо подтянуть передние лямки , создав скольжение куполу, и удерживать его в таком положении необходимое для перемещения время. При этом горизонтальная скорость будет приблизительно = 1,5 - 2м/с.
Для того, чтобы получить горизонтальное перемещение назад, влево, вправо, необходимо соответственно тянуть задние, левые или правые лямки.
При подтягивании строп опускается кромка, создается перекос купола, при этом основная часть воздуха начинает выходить с противоположной стороны, создается реактивная сила и парашютист начинает перемещаться.
Снижение парашютиста на одном и на двух куполах.
Скорость парашютиста относительно земли при приземлении зависит от: скорости снижения; скорости ветра; управления парашютом; наличия раскачивания.
Вертикальная скорость парашютной системы зависит от: веса человека с парашютом; коэффициента сопротивления купола парашюта, который зависит от площади, формы купола и воздухопроницаемости материала; плотности воздуха.
Приближенно считается, что если вес тела увеличен на 10%, то это вызывает увеличение скорости снижения на 5%.
Например: вес парашютиста с парашютом Д-6 равен 100 кг - скорость снижения = 5,0м/с, а при весе 110кг вертикальная скорость = 5,25м/с.
В зависимости от высоты местности над уровнем моря, скорость снижения измеряется примерно так: с повышением на 200м скорость увеличивается на 1%. Зимой в морозную погоду, когда плотность воздуха несколько повышается, скорость снижения можно считать на 5% меньше, чем летом в жаркую погоду.
Снижение парашютиста на двух куполах по сравнению со скоростью снижения на одном куполе уменьшается незначительно. Причиной незначительного уменьшения вертикальной скорости является развал двух куполов во время снижения, что влечет за собой уменьшение площади куполов, работающей относительно земли.
→Приземление является самым серьезным и самым опасным этапом в прыжке с парашютом, так как со скоростью падения 5 м/c при можно получить серьезные травмы. Поэтому очень важно соблюсти все рекомендации по технике безопасности (особенное внимание на инструктаж по приземлению нужно обратить перворазникам - именно они, как правило, травмируются при неправильном приземлении).
Итак, самое главное правило при приземлении - обязательно сведите ноги вместе! Не приземляйтесь на одну ногу (ноги должны одновременно коснуться земли для правильного распределения нагрузки) и не старайтесь бежать по земле с парашютом (только если у Вас не скоростной парашют). При приземлении нужно правильно сгруппироваться: ноги должны быть под углом 30 градусов к вертикальной оси тела человека, стопы должны быть параллельно земле, а подбородок следует прижать к груди. При приземлении смотрите только на ноги! При приземлении потяните вниз передние лямки парашюта, это поможет погасить горизонтальную скорость (тем самым Вы как бы сбиваете купол, чтобы он не утащил Вас за собой). Для того чтобы смягчить удар, после касания ногами земли необходимо упасть на бок или на спину.
Самым опасным вариантом приземления считается приводнение, то есть приземление на водную поверхность. В оптимальном случае не воду лучше не приземлять вообще и дотянуть до берега, однако если такой возможности нет, то при приводнении нужно учесть следующие рекомендации. Во-первых, до приземления Вы должны быстро отцепить запасной парашют, расстегнуть ножные ремни, а также вынуть поочередно руки из плечевых лямок и освободиться от грудного ремня (все это происходит до достижения высоты 2-3 метров). После приводнения Вы должны глубоко нырнуть и проплыть как можно дальше, чтобы исключить вероятность того, что купол основного парашюта накроет Вас с головой.
Что касается приземления в лесной зоне, то здесь главное - не пораниться о ветки деревьев. Поэтому приземляясь, не забудьте закрыть лицо руками (руки нужно повернуть венами вовнутрь), а ногами старайтесь отталкиваться от стволов деревьев. В лучшем случае Вы должны как можно быстрее приблизиться к земле. Если купол парашюта все-таки успел запутаться в ветвях деревьев, и Вы повисли на нем, так и не добравшись до земли, то ничего не предпринимайте и просто ожидайте помощи. Если же Вам все же необходимо выбираться самостоятельно, а Вы зависли высоко над землей, то необходимо раскрыть запасной парашют и по его стропам и куполу попытаться совершить безопасный спуск на землю.
Если Вы приземляетесь близи построек, то здесь существует два варианта развития событий :
- Первый : если Вы видите, что можете столкнуться со стеной здания, постарайтесь напряженными ногами оттолкнуться от нее, пока Ваш купол не погас (препятствие встречается полными ступнями ног), и продолжайте приземление. При этом для того, чтобы убрать горизонтальную скорость купола, нееобходимо подтянуться на задних свободных концах, при этом Вы начнете скользить назад.
- Второй : если Вы приземляетесь на крышу здания, то в этом случае необходимо разбежаться и оттолкнуться от плоскости здания, опять же пока Ваш купол не успел погаснуть. Если размеры крыши позволяют, а Вы приземлились на середину, то необходимо быстро освободиться от всей подвесной системы и удержаться на крыше здания.
Нужно использоваться все возможности, чтобы избежать спуска на телеграфные и телефонные столбы с проводами, или линии электропередачи. Однако если же Вы столкнулись с такой проблемой, то нужно из-за всех сил стараться оттолкнуться от проводов или попытаться пройти между ними (провода не должны попадать между ног). Закройте руками лицо и проследите, чтобы открытые участки тела не касались проводов.
Если Вы удачно приземлились, то самое время задуматься о складывании Вашего парашюта для последующей его транспортировки. Главное, на что стоит обратить внимание, это не стропы, которые не должны запутаться. Для этого их связывают в так называемую "бесконечку", петля за петле. Сначала в сумку укладываются ранец и стропы, а только потом весь купол.
Приземление - самая травмоопасная часть прыжка. «О воздух еще никто не убился», - часто повторял мой инструктор, откупоривая очередной пузырек с валерьянкой.
Разбираемся, как приземлиться безопасно и сохранить нервные клетки друзей и инструкторов.
1. Я хочу приземлиться безопасно. С чего начать?
Начать подготовку к приземлению нужно еще на земле, перед посадкой в самолет.
Запомните направление ветра. Это пригодится, если после раскрытия вы не сможете увидеть колдун из-за облачности или ошибки в выброске. В качестве ориентира лучше всего использовать солнце, например: «На малом сносе солнце должно светить в левый глаз».
Определите силу ветра и узнайте горизонтальную скорость своего купола. Чем сильнее ветер, тем проще будет сделать подушку - горизонтальная скорость купола будет гаситься за счет скорости ветра. Сложнее всего приземляться в штиль. Силу ветра можно определить по колдуну, а скорость купола - узнать у старших товарищей. Обычно, горизонтальная скорость студенческих парашютов равна 5-7 м/с.
Узнайте у дежурного по площадке как строить заход : через правое или левое плечо. Еще он может подсказать, где лучше начинать заход, на какие точки ориентироваться и чего опасаться.
Осмотрите площадку приземления , запомните расположение препятствий, заборов, узнайте о запасных площадках. Обращайте внимание на неровность поверхности: ямки, камни, высокую траву и кусты.
Составьте примерный план приземления. Понаблюдайте за другими парашютистами: посмотрите, как они строят заход, какое расстояние пролетают после крайнего разворота, с какими сложностями сталкиваются.
2. Как определить силу ветра по колдуну?
Используйте схему.
3. Что делать после открытия парашюта?
Сразу убедитесь, что купол сможет обеспечить безопасное снижение. Помимо стандартного «наполнен-устойчив-управляем», нужно проверить еще и подушку. На достаточной высоте плавно затяните клеванты - скорость должна уменьшиться, шум ветра стихнуть, а вы - почувствовать перемещение вперед. После этого медленно отпустите клеванты вверх на 15-20 см, чтобы избежать резкого клевка купола.
Если вдруг вы сомневаетесь в работе парашюта - не мешкайте: контроль высоты - отцепка - запаска.
4. Как строить заход на приземление?
Мысленно разделите аэродром на 2 части линией, проходящей через точку приземления перпендикулярно направлению ветра. Заходить на дальнюю половину на высоте до 300 метров нельзя. Снижайтесь до этой высоты на первой половине аэродрома по змеевидной траектории. Амплитуда змейки в начале спуска должна быть примерно по 10-12 секунд в каждую сторону.
С высоты 300 метров ориентируйтесь на контрольные точки:
Высота 300 метров, удаление от цели 300 метров - летите в створе ветра лицом к цели (по ветру)
Высота 200 метров, удаление от цели 200 метров - летите на траверзе цели (боком к цели)
Высота 100 метров, удаление от цели 100 метров - выполняйте крайний разворот, летите в створе ветра лицом к цели (против ветра)
Такое построение захода называется «коробочкой» и используется парашютистами, парапланеристами и даже летчиками по всему миру.
Если прозеваете высоту, скорректируйте точку приземления и проходы по коробочке. Избегайте разворотов на 180 o .
Как только вы выполните крайний разворот и встанете лицом к цели - разгоняйте купол и завершайте приземление подушкой.
5. И так страшно! Зачем еще разгонять купол?
Разгоняют купол перед приземлением для повышения его устойчивости. Когда парашют летит с максимальной скоростью, увеличивается давление между верхней и нижней оболочкой. В результате возрастает жесткость купола, что позволяет «пробивать» термические потоки и минимизировать влияние бокового ветра.
Учиться разгонять купол лучше в несколько этапов:
На самых первых прыжках - просто полностью отдавайте клеванты, купол глотнет воздуха и вы сможете сделать хорошую подушку.
Когда освоите выполнение подушки - после крайнего разворота и выхода на прямую висите на передних свободных концах метров до 12 (немного выше верхушек деревьев). Затем отпустите их и делайте подушку.
После того, как научитесь разгонять купол на передних свободниках, переходите к крайнему развороту на переднем свободном конце.
6. Когда начинать делать подушку?
Переводите купол в средний режим на высоте 6 метров. Ориентиром могут служить верхушки деревьев. Начинайте дотягивать подушку до конца на высоте 1,5 метра. Все движения делайте плавно.
Если начали подушку немного раньше - уменьшите темп затягивания клевант - это даст вам возможность подождать до нужной высоты и уже там закончить процесс выравнивания и переход в горизонтальный полет.
Если проворонили момент подушки - задавите клеванты чуть резче - так вы моментально выведите купол в горизонт и спасете приземление.
Важно: если начали делать подушку слишком высоко ни в коем случае не бросайте клеванты! Иначе купол выполнит резкий «клевок» и вы на большой скорости врежетесь в землю. Результаты будут самыми плачевными - от сильных ушибов и растяжений до тяжелых переломов и разрывов связок.
7. Что делать, если порывом ветра меня заваливает набок?
В первую очередь нужно понять, что никакого порыва ветра нет. Скорее всего вы переводите купол в средний режим неравномерно.
Сначала проверьте руки - они должны быть на одной высоте. Начинающим парашютистам часто советуют держать руки перед собой при выполнении подушки - так вы будете видеть и контролировать их.
Если с руками все в порядке - проверьте положение тела в подвесной системе, убедитесь, что нет перекоса ножных обхватов.
Затем компенсировать крен будет несложно: если уводит вправо - тяните левую клеванту и возвращайтесь на свое место; если уводит влево - тяните правую. Не делайте резких движений.
8. Лечу в какую-то стену! Как спастись?
Выставьте ноги вперед и максимально напрягите. Ноги должны быть вместе, ступни параллельно препятствию. Встречайте стену как землю - сделайте подушку и постарайтесь погасить вертикальную и горизонтальную скорости купола.
Точно также нужно приземляться и на другие препятствия: заборы, деревья, крыши и любые неровности поверхности.
Если вдруг влетите в окно - не забудьте поздороваться.
9. Выберу опытного парашютиста и полечу за ним. Почему так не делают другие?
Идея хорошая, но трудно реализуемая: опытные парашютисты обычно летают на скоростных куполах с высокой загрузкой, а студенты и начинающие - на больших прямоугольных парашютах с загрузкой меньше единички. Поэтому повторить траекторию движения выбранного «эталона» скорее всего не получится.
Есть и еще одна опасность в полете за чужим куполом - попадание в спутный след . Летящий парашют оставляет за собой турбулентный след, похожий на след позади лодки. Он действует на протяжении примерно 15 метров позади купола и только на большом расстоянии затухает и становится незначительным. Купол, попавший в спутный след, может схлопнуться, и тогда вы упадете с большой высоты, будучи совершенно к этому неготовым.
Но следить за приземлением старших товарищей полезно - посмотрите, как они строят коробочку, под каким углом приземляются. Только не увлекайтесь и не забывайте о собственном парашюте и безопасности.
Назначение, тактико-технические данные и устройство парашюта Д-6сер.4.
Десантная парашютная система предназначена для учебно-тренировочных и боевых прыжков из военно-транспортных самолётов с полным табельным вооружением и снаряжением для десантников всех специальностей:
ресурс – 80 применений;
минимальная высота – 200 м;
средняя скорость стабилизации – 30-40 м/с;
средняя вертикальная скорость – не более 5 м/с;
разворот на 180 0 в любую сторону при наличии шнуров блокировки за 15-20 с;
средняя скорость горизонтального перемещения – 2,6 м/с;
вес – 11,5 кг;
подвесная система;
сумка переносная;
камера стабилизирующего купола;
система стабилизирующего купола 1:5 м 2
камера основного купола;
купол 83 м 2 ;
Действия парашютиста при приземлении и после приземления
В начале занятий инструктор рассказывает правила приземления и ошибки, допускаемые при этом: затем переходит к отработке элементов приземления.
Приземление на полную ступню сведённых вместе и полусогнутых в коленях ног при подскоках на месте и прыжках с трамплина высотой 1 м;
Занятия правильного положения для приземления, сидя в подвесной системе;
Падение на бок с перекатом и поднятыми руками;
Прыжки с трамплина высотой 1,5 – 2 м.
Задание считается отработанным, когда обучаемые выработают твёрдые навыки в выполнении приземления.
Перед приземлением - до высоты 150 м - парашютист должен занять положение лицом по ветру. Направление ветра определяется по стреле, выложенной на площадке приземления, и по смещению относительно парашютиста местных предметов на земле.
Строго лицом по ветру;
Ступни ног параллельны земле (рис. 4). Перед приземлением - до высоты 150 м - парашютист должен занять положение лицом по ветру. Направление ветра определяется по стреле, выложенной на площадке приземления, и по смещению относительно парашютиста местных предметов на земле.
92. При парашютировании возможно раскачивание купола, которое устраняют путем натяжения передних или задних лямок.
93. На высоте 100-150 м парашютист готовится к приземлению и принимает правильное для приземления положение тела:
Строго лицом по ветру;
Ноги соединены в коленях и ступнях вместе и, в зависимости, от скорости ветра, вынесены вперед, а в штилевую погоду - расположены почти вертикально, полусогнуты в коленях;
Сборка парашюта Сборка строп «Бесконечной петлёй» Сборка парашюта в сумку
Ступни ног параллельны земле (рис. 4). Приземлившись и погасив купол, парашютист снимает подвесную систему, аккуратно собирает и укладывает парашют в переносную сумку, прибывает на сборный пункт и докладывает о выполнении задания руководителю прыжков.
Правила передвижения по аэродрому и меры безопасности.
План разбивки старта для полётов и прыжков.
Стартовый наряд.
Правила поведение на аэродроме и передвижения по нему.
Аэродром – земельный участок, специально оборудованный для обеспечения взлёта, посадки, стоянки и обслуживания летательных аппаратов. На аэродромах, как правило, производятся и прыжки с парашютом.
Как на капитальных, так и на травяных (грунтовых) аэродромах или посадочных полосах для полётов и прыжков разбивают старт. Схема разбивки старта приведена на рисунке. Вдоль ВПП, справа и слева от неё, выставляются по одному ряду каркасных колпаков, хорошо заметных с земли и с воздуха: летом – белые, зимой – красные или черные. Рядом с местом приземления самолетов, левее ВПП выкладывается посадочный знак "Т". Впереди и позади "Т" выкладываются ограничители – место касания земли колёсами.
Для руководства прыжками с парашютом назначается Руководитель Парашютных Прыжков (РПП) и стартовый наряд в составе:
инструктор на линии стартового осмотра;
дежурный по площадке приземления (приводнения);
дежурный врач;
выпускающий парашютистов из самолёта;
помощник выпускающего (при прыжках парашютистов начального обучения);
инструктор, контролирующий укладку.
Всем, находящимся на старте, необходимо располагаться в специально отведенном для людей месте – на "квадрате". Покидать его можно только с разрешения своего инструктора!
Находиться за пределами "квадрата", особенно сидеть или лежать в высокой траве на аэродроме – опасно. Осмотрительность нужна и на самом "квадрате", так как на него может приземлиться парашютист. В этом случае первый, кто его заметит, подаёт команду: "Внимание-воздух!"
Курить – только в отведённых местах.
При передвижении по аэродрому необходимо соблюдать осмотрительность, чтобы не попасть под снижающийся самолет или парашютиста.
Самолет с работающим двигателем нужно обходить только сзади, если он моторный, и спереди (не ближе 10 метров), если он реактивный. Вертолёт нужно обходить спереди. Если слышно, что двигатель увеличивает обороты, то необходимо уйти в сторону. Вблизи тех мест, которые предназначены для самолётов, необходимо быть предельно внимательными.
Переходить или переезжать ВПП можно только с разрешения РПП. Группы людей могут передвигаться по аэродрому только строем.
Быть внимательным и осмотрительным на аэродроме надо и в тех случаях, когда полеты или прыжки не проводятся, так как аэродром может понадобиться для вынужденной посадки самолёта.
Парашютист, приземлившейся на ВПП, должен быстро освободить её, отбежав в ближайшую сторону. После этого собрать парашют и, соблюдая осмотрительность, прибыть на старт.
Внимание! Стоянка личного транспорта – ТОЛЬКО в отведенных местах!
Когда
Прыжки проходят чаще всего в выходные дни, сбор на инструктаж на каждом аэродроме в разное время, но как практика – с 9-11 часов утра. Выбор транспортного самолета и парашютной системы зависит от того, что есть в наличии на аэродроме. Обычно техника старая, но надежная. Если для вас крайне важен тип купола, то лучше заранее узнать все по телефону.
Чтобы прыжок состоялся
Необходимо пройти медкомиссию. Аэродромный врач осуществляет беглый осмотр и опрос на предмет основных противопоказаний. Измеряют пульс и давление. Но все же заботиться о своем здоровье вы должны сами. За прыжок с вас обязательно возьмут деньги. Расценки лучше уточнить по телефону.
Одежда и обувь
Специальные парашютистские ботинки – очень жесткие, крепко держат голеностоп. Шнуровка спереди и сзади дает защиту от вывиха и растяжения. Это надо учесть при выборе обуви для своего прыжка. Одежду необходимо подобрать с длинными рукавами и брючинами, даже если это разгар лета.
Летная погода
Самое главное, чтобы ветер был меньше 6 м/с. Самолет также не сможет взлететь, если распутица испортила взлетное поле. Желательно, чтобы не было грозы, а вот в дождь прыгать можно, но тащить после приземления намокший парашют – затруднительно.
Инструктаж
Перед полетом с перворазниками проводится подробный инструктаж. Иногда он затягивается надолго, поэтому лучше захватить с собой еды на целый день. Во время инструктажа даются общие рекомендации, разъясняется предназначение основных частей парашютной системы, проводится тренировка основных моментов прыжка. Многим запомнилась знаменитая «тумбочка», высотой в полтора метра, на которой отрабатывается приземление.
Надеваем парашюты
Сразу необходимо отметить, что парашюты проходят несколько ступеней проверки и укладывают их для перворазников профессионалы, поэтому бояться «нераскрытия» не надо, лучше сосредоточиться на более важных вещах.
Прыжки перворазников проводятся на десантных парашютных системах (Д-1-5У, Д-5, Д-6 и пр.).
Д1-5У весит 17,5 кг. Площадь купола 82,5 м2 Конструкция парашюта проста и надежна в работе. Она проверена длительным опытом массовой эксплуатации. У него есть одно значительное преимущество, отличающее его от других – он не требует принудительного раскрытия, т.е. выдергивания кольца. Парашют открывается сам после выхода человека из самолета. Для некоторых это психологическое преимущество важнее веса, управляемости и мягкости.
Д-6 - парашют с принудительным (ручным) раскрытием и выдергиванием кольца через три секунды после прыжка. Вес 11,5 кг. Площадь купола 83 м2.
Частью этого парашюта является стабилизирующая система (медуза). Основной функцией системы является стабилизация положения парашютиста перед раскрытием основного купола. Она же выполняет функции вытяжного парашюта, т.е. вытягивает основной парашют. Вытяжной фал (леер) одним концом прикреплен к металлическому тросу в самолёте, другой, цепляется к карабину медузы. При прыжке леер натягивается, рвёт сдерживающую нитку и открывает малый парашют (эту самую медузу). Открытие медузы запускает страхующий прибор, который отсчитывает три секунды и открывает основной парашют, конечно в том случае, если парашютист забыл дернуть кольцо. Для того чтобы не потерять кольцо, к нему привязана резинка, в которую продевается рука.
Запаска предназначена для эксплуатации в случае отказа работы основного парашюта.
Запаска также оснащена страхующим прибором, который включается перед прыжком в самолете. Его надо обязательно отключить, если основной купол раскрылся правильно, иначе придется приземляться на двух парашютах. Для этого нужно вытащить рыжую-красную тесемку из специальной петельки не ниже 300 м.
Для практически нереальных случаев нераскрытия основного парашюта и несрабатывания страхующего прибора запаски, ее можно раскрыть с помощью кольца или специального троса.
Фиксация парашюта на человеке
Для того, чтобы не выпасть из системы во время открытия парашюта, его подгоняют к туловищу очень плотно. Большой рюкзак с основным парашютом одевается на печи и закрепляется. Лямками он фиксируется на груди и ногах. Жесткость регулируется боковыми лямками. Также закрепляется сумка для последующего складывания парашюта. В самом конце экипировки фиксируется запасной парашют в виде маленькой сумки с красной металлической скобой, общим весом в 5 кг. Дополняет все это великолепие парашютно-мотоциклетный шлем.
В таком виде довольно затруднительно передвигаться по земле, но он не для этого и одевается.
В самолете
Перед посадкой парашютистов распределяют по весу – самые тяжелые должны прыгать первыми. Самолет делает круги над аэродромом, довольно быстро набирая высоту, при этом может заложить уши.
Выпускающий (инструктор) прицепляет вытяжные фалы стабилизирующих парашютов всех прыгающих к металлическому тросу, объясняет каждому человеку на пальцах его очередь, открывает люк, определяет силу и направление ветра (кидает пристрелку).
Звучит команда приготовиться к прыжку – это 2 коротких звонка сирены. Времени на подготовку отводится очень мало – всего несколько секунд, иначе собирать потом парашютистов придется в районе нескольких километров.
Главное здесь – следить за сигналами инструктора. Он знаками показывает, кому приготовиться. Парашютисты по одному подходят к открытой двери, левая нога стоит на срезе двери, правая, полусогнутая – чуть позади. Вес необходимо перенести на правую ногу и не выглядывать из самолета.
Инструктор запускает страхующий прибор на запаске. Руки должны быть скрещены на груди. После длинной сирены, дождавшись похлопывания по плечу и команды "Пошел!", отделяетесь. Удачи!
Высота выброски парашютистов – 800 метров и земля из самолета выглядит просто картой. Скорость самолета при выброске – 160 км/ч. Люди в момент прыжка исчезают на взгляд оставшихся в самолете «в никуда», их просто мгновенно сносит потоком воздуха. У некоторых это вызывает шок и приступ страха, поэтому лучше знать это заранее. Ведь по инструкции, самолет должен прилетать пустым. Тех, кто отказывается прыгнуть – выкидывают.
Прыжок
"Пошел!" Мягкий, но резкий удар набегающего потока закручивает парашютиста в свободном падении со скоростью 50 м/сек. Свободное падение длится три секунды – вытяжной фал вытаскивает "медузу" (стабилизирующий парашют), в этот момент надо сгруппироваться и начать отсчет: "521, 522, 523". Такое нагромождение цифр используется для того, чтобы разволновавшийся парашютист, оказавшись за бортом самолета, не выпалил "раз-два-три" на одном дыхании. Далее, со всей силы, выдергивается кольцо и еще через две секунды вас мягко дергает (динамический удар), это означает, что парашют раскрылся. В этот момент падение значительно замедляется. При забытом кольце парашют раскроет страхующая система.
Если прыжок осуществляется на «дубе», то необходимо просто отсчитать пять секунд с момента отделения и проверить открытие. Для проверки раскрытия купола – бросаете взгляд вверх через плечо. Это очень трудно сделать – мешают натянутые стропы и шлем. Если купол раскрылся и раскрылся хорошо, отключайте страхующую систему запасного парашюта (вынув рыжую-красную ленту). В случае нераскрытия (это уже нештатная ситуация), дергаете кольцо запасного парашюта.
Далее летите три минуты и наслаждаетесь! Первое, что вас поражает с момента открытия парашюта – абсолютная тишина! Это происходит потому, что уши привыкли к реву мотора, а в пустоте на высоте 600 метров звуки с земли практически не долетают. Но именно в это время парашютист и испытывает самые приятные ощущения, ради которых и стоит прыгать! Необходимо помнить про безопасное расстояние между парашютистами, особенно в ветреную погоду. Скручивание строп двух парашютов может стать причиной несчастного случая.
Как пилотировать парашют, если он пилотируемый
Правильно пилотировать парашют очень важно для приземления, иначе, в лучшем случае, можно переломать ноги.
Красные стропы. Потянув за правую – повернетесь вправо, за левую – влево. А развернуться необходимо лицом против ветра. Дело в том, что когда парашютист летит по ветру, то скорость снижения складывается со скоростью ветра. Если же развернуться против ветра, то горизонтальная скорость вычитается из вертикальной. А это как раз то, что нужно.
Также перед посадкой, примерно с высоты восьмого этажа, нужно начать отгибать переднюю кромку парашюта, т.к., при движении против ветра, это позволяет снизить скорость.
Приземление
Самый серьезный этап в прыжке. Скорость при падении – пять метров в секунду и примерно за десять метров до земли, горизонт, остававшийся во время полета зрительно неподвижным, резко прыгает вверх.
В этот момент необходимо сгруппироваться: ноги свести вместе, под углом 30 градусов к вертикальной оси человека, стопы расположить параллельно земле, подбородок прижать к груди. При посадке нельзя смотреть на горизонт, а только на ноги Передние лямки парашюта необходимо потянуть вниз, чтобы погасить горизонтальную скорость.
При посадке нужно обязательно коснуться земли двумя ногами одновременно, иначе на ноги может лечь неравномерная нагрузка и, как результат – перелом ноги. Для смягчения удара, парашютист падает на спину или на бок.
После падения, чтобы 85 кв. метров, наполненные воздухом, не утащили вас в неведомые дали, необходимо погасить купол. Для этого надо с силой потянуть за нижние стропы, как бы сбивая его.
Приземление в экстремальных условиях
Самое опасное – это приводнение. Приближаясь к воде, нужно быстро и последовательно отцепить запасной парашют, расстегнуть ножные ремни, вынуть одну руку из плечевой лямки, освободиться от грудного ремня и на высоте два-три метра, выскользнув из второй лямки, постараться нырнуть как можно глубже и проплыть дальше, чтобы купол основного парашюта не успел накрыть вас с головой.
Попадая в лесную зону, нужно закрыть лицо перекрещенными руками, повернув венами вовнутрь, попытаться отталкиваться напряженными ногами о стволы деревьев и стараться быстрее приблизиться к земле. В случае, если купол запутался в ветвях, парашютист должен тихо-мирно висеть и ждать помощи.
При приземлении на крыши зданий – главное успеть разбежаться и оттолкнуться от плоскости здания, пока купол не погас.
Складывание парашюта
После приземления купол собирается так, чтобы вместе с ранцем и стропами смог поместиться в специальной сумке, которая прицеплена на груди. Чтобы стропы не запутались, их связывают в "бесконечку", петля за петлей, получается что-то похожее на канат, который потом легко распускается. Сначала складывается в сумку ранец и стропы, потом скатывается в несколько слоев сам купол. С этим скарбом нужно идти на место упаковки парашютов, в лучшем случае – вас подберет специальная машина.
Все. Осталось только решиться на свой первый прыжок. И тогда море восторга и счастья вам обеспечены!