Русским людям, наверное, стоит знать, в какие игры играли их предки. Одна из самых популярных национальных славянских забав - русская лапта. Это игра, зародившаяся в недрах народа, требует от её участника умения играть в команде, находчивости, внимательности, ловкости, хорошего дыхания, быстрого бега, меткости, твёрдости в руках и огромной уверенности в победе. Любопытно будет узнать, что на сегодняшний день нет точных сведений о том, когда именно появилась лапта. По одним сведениям в неё играли тысячу лет назад, по другим - это время отодвигают ещё на 1000 лет.
Так как лапта была народной, существовало и большое количество её разновидностей. Правила немного отличались друг от друга, а называлась эта игра то «шибка», то «хлопка», то «битка». Но как бы там ни было, популярность её на Руси была огромной, и ни один праздник, ни одно народное гулянье не проходили без состязания в лапту. Пётр Первый очень любил и ценил эту игру. Высочайшим указом русская лапта стала средством физической подготовки солдат Преображенского и Семёновского полков. Постепенно и вся русская армия стала использовать лапту как средство для тренировки физической силы, выносливости и прочих качеств, так необходимых солдату. Вообще, в России вплоть до советских времён в лапту с удовольствием играли на досуге самые разные слои населения. После революции интерес к этой игре пошёл на спад и во второй половине прошлого века о ней практически забывают.
Правила игры в русскую лапту
Для игры нужно выбрать большую площадку или лужайку. Размечается поле так, как показано на рисунке. Используют для лапты обыкновенный теннисный мяч. Биту можно изготовить самостоятельно, но вполне подойдёт и бита для игры в бейсбол. Численность команды может быть до 10 человек. В каждой команде имеется равное количество участников. Команды две, и чтобы различаться, игроки надевают футболки разного цвета. В начале игры проводится жеребьёвка, по итогам которой одна из команд становится нападающей и занимает линию города. Противоположная команда становится защищающейся и распределяется по игровому полю. По другой терминологии нападающая команда называется «бьющая», а команда защищающаяся – «водящая».
Подготовка к игре в лапту
Игроки занимают свои места на игровом поле. Команда бьющих направляет одного игрока в площадь подачи, остальные же члены этой команды выстраиваются вдоль боковой линии города. Расставляет их капитан команды. Водящая команда выделяет одного игрока, который будет подавать мяч. Он располагается на специальной площадке для подачи, а остальную команду капитан размещает по полю.
Начало игры в лапту
Подающий игрок подбрасывает мяч, а бьющий – по нему бьёт. При удачном ударе мяч перелетает за контрольную линию. После удара по мячу, бьющий игрок бежит через площадку к линии кона. Он должен добежать до этой линии, пока мяч не поймали, а по возможности - и вернуться обратно.
Игроки водящей команды стараются поймать мяч или подобрать его и осалить им игрока, который бежит через поле. Если игрок, который ударил по мячу, смог добежать до кона и прибежать обратно, то эти действия приносят его команде 2 очка. Если же игрок остался на линии кона, то он ждёт там того момента, когда другой бьющий не ударит по мячу. После успешного удара, ждущий на кону игрок бежит в город, и если он сумел добежать не осаленным – команда получает 1 очко. После удачной пробежки игрок имеет право бить три раза и занимает крайнее положение на площадке очерёдности. В задачу игроков водящей команды входит поимка мяча «с лёта».
Тогда команде начисляется 1 очко и происходит смена сторон. Игроки команды могут также подобрать мяч и осалить им бегущего. Осаливать может или же игрок, который поднял мяч, или же другой, которому мяч был передан. Как только водящие возвращают мяч в город – игра останавливается. Бегущий игрок, если он не успел добежать до середины поля – возвращается назад, а если успел – продолжает движение. В процессе игры могут начисляться штрафные очки бьющей команде: - четвёртый выход мяча за пределы поля после удара, и каждый последующий – 1 очко; - судейское замечание – 1 очко.
Кто выигрывает в лапту
Игра считается выигранной в том случае, когда после осаливания перебегающего игрока все члены защищающейся команды убежали в город не осаленными. Также игра заканчивается в пользу водящих в следующих случаях: - допущено грубое нарушение правил игры; - если игрок бьющей команды взял мяч в руки или же каким-то другим образом ограничил доступ к нему; - выскользнувшая и рук бита улетела из города. Могут играть смешанные команды - юноши и девушки. Игра разделяется на две партии по 20 минут и прекращается по длинному свистку судьи. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков.
Дополнения к правилам
- Если игрок заступает одной ногой за линию города или кона, то он может не бежать, а вернуться назад. Если же он заступает за линию обеими ногами, то возвращаться ему нельзя. В противном случае, по команде судьи происходит смена команд.
- Если удар не удался, то не успевший обежать игрок должен располагаться в пригороде вдоль городской линии. После перебежки игроки занимают места в такой очерёдности, в которой они забежали за линию. Если произошло пересаливание, тогда игроки бьющей команды снова обретают право на удар.
- Если мяч вылетел за боковую линию, тогда все игроки бьющей команды не двигаются со своих мест. После трёх аутов (ударов за боковую линию), команде бьющих начисляются штрафные очки (по одному очку за каждый аут).
Что запрещено в русской лапте
- Запрещено всем игрокам, кроме подающего, подходить ближе, чем на 2 метра к игроку с битой.
- Запрещено осаливать в голову, пах и солнечное сплетение.
- Запрещается пользоваться слишком тяжёлой или слишком длинной битой. Стандартные параметры биты: 2 кг. 90Х15см.
- Нельзя задерживать перебегающего игрока. Нельзя использовать бейсбольные «лапы».
Продолжительность игры
Игра состоит из двух таймов по 30 мин. каждый с 5-минутным перерывом между ними.
Разминка
За 15–30 мин. до начала встречи команды проводят разминку. При проведении заключительной части разминки (за 5–10 мин. до начала игры) на игровом поле одна из команд занимает правую половину поля, другая – левую. Условной границей при этом является воображаемая линия, проходящая через центр круга подачи параллельно боковым линиям до линии «кона».
Жеребьевка. Начало игры
Перед началом игры по свистку старшего судьи команды выходят на контрольную линию через боковые линии навстречу друг другу для приветствия.
После приветствия старший судья проводит жеребьевку, в которой участвуют капитаны команд.
Игроки команды, которой по жребию выпало начинать первый тайм в защите, занимают исходные позиции в поле, а первый номер нападающей команды встает с битой на площадку подающего у круга подачи. Остальные игроки находятся на скамейках своих команд. От команды защитников подающий игрок встает так же у круга подачи.
По свистку старшего судьи подающий делает подачу, а нападающий – первый удар по мячу.
Подача и удары по мячу
Подача мяча проводится одним из игроков защиты открытой ладонью над кругом подачи на высоту 1,5–2 м или на высоту, указанную нападающим. В момент подачи мяча нападающий и подающий игроки располагаются на площадке подающего по разные стороны круга подачи. Каждый игрок нападения имеет право на использование двух попыток.
Если после одного из ударов мяч оказался в игре (выбит на игровое поле за пределами штрафной линии, или, коснувшись поля, вылетел за одну из боковых линий, или вылетел за линию кона по земле или по воздуху между флагами), игроки нападения, имеющие право на перебежку, могут ее начать.
Игрок нападения, не сумевший ввести мяч в игру после двух попыток, получает право на перебежку из «пригорода» только при следующем правильном ударе одного из игроков своей команды.
В случае, если мяч подан для удара с нарушением правил, но оказался введенным в игру, такой удар засчитывается, при промахе удар также засчитывается.
В случае, если при выполнении удара по мячу бита вырывается из рук и падает на площадку, удар засчитывается как промах.
Игрок, совершающий подачу мяча, находясь в поле, пользуется правами игрока защиты.
Если игрок выполняет подачу с нарушением требований, то ему делается замечание, при повторном нарушении он заменяется другим игроком команды.
В начале каждого тайма, а также после перехода из защиты в нападение игроки нападения выходят на удар согласно поданной заявке, сохраняя очередность. Пред началом второго тайма команды могут поменять расстановку игроков в нападении, о чем предупреждают старшего судью и секретаря. Право на последующий удар игроки получают только после полной перебежки. Если в ходе игры у нападающей команды не окажется игроков, имеющих право на удар, то происходит свободная смена.
Удары по мячу после совершенных перебежек осуществляются в порядке очередности пересечения линии «дома». В случае совершения полных перебежек двумя и более игроками одновременно удары по мячу проводятся согласно расстановке игроков в данном тайме. В случае промаха пяти игроков команды нападения или в ситуации, когда в «пригороде» находятся 5 игроков, а шестой выполняет удар, при действительном ударе защитники обязаны быстро вывести мяч из игры, если нет необходимости осаливания игроков нападения.
Игроки нападения, пока мяч находится в игре, имеют право выполнять перебежку за линию «кона» и наступить на площадку двумя ногами, в этом случае они также получают очко и имеют право на удар, возвращаясь в «дом».
Удар считается действительным, если мяч касается игрока защиты и выходит по воздуху за боковые линии.
Возвращение мяча в «дом»
Игроки защиты, получив мяч, обязаны вернуть его в «дом», если не возникнет ситуации для осаливания. При возвращении мяча в штрафной зоне не должно находиться более одного игрока команды. Мяч возвращается без задержки и считается вышедшим из игры, если он пересекает линию «дома» между флажками. Обратно из-за линии «дома» мяч на площадку не может быть возвращен, так как считается, что он уже вышел из игры.
Перебежки
Каждый игрок нападения, который совершил после правильного удара по мячу (или ввода мяча в игру) полную перебежку из «пригорода» или площадки подающего за линию «кона» и обратно за линию «дома» и при этом не был осален или самоосален, приносит своей команде 2 очка. Игрок, совершивший правильный удар, может начать перебежку из площадки подающего.
Нападающие, имеющие право на перебежку, в любой момент могут начать перебежку, пока мяч находится в игре и не возвращен в «дом».
Если до пересечения мячом линии «дома» игроки нападения начали перебежку, то они обязаны закончить ее в одну сторону.
Игрок, сделавший перебежку из «дома» за линию «кона», может при необходимости остаться там и возвратиться в «дом» после одного из последующих ударов своей команды, что также является полной перебежкой.
Перебежка считается начатой, если игрок начал движение в соответствующем направлении и при этом коснулся игрового поля двумя ногами или всем телом пересек линию «дома» или «кона». Начальной фазой перебежки считается касание ногой игровой площадки, после чего игрок не имеет права вернуться за линию «дома» или «кона» и может быть осаленным игроками защищающейся команды. Перебежка считается оконченной, если игрок хотя бы одной ногой заступил за линию «дома» или «кона», а другая нога при этом не касается игрового поля, или игрок пересек линию «кона» или «дома» по воздуху после финишного прыжка.
Если после начатой перебежки игроки нападения оказались за линией «кона», то защитники обязаны доставлять мяч без задержки в «дом» для продолжения игры.
Осаливание
Игрок, совершающий перебежку, считается осаленным, если его коснется в пределах игрового поля мяч, брошенный в него любым игроком защиты. Попадание мячом в голову осаливанием не считается. За нарушение этого правила игроку защиты делается предупреждение, а при повторном нарушении он удаляется с поля.
С целью осаливания игроков нападения защитники имеют право передвигаться с мячом по своему усмотрению или передавать мяч любому игроку своей команды.
После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию «дома» или «кона», так как осаленная команда может произвести ответное осаливание. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки последней осалившей команды не убегут за линию «кона» или «дома».
При попытке осаливания игроки не имеют права касаться друг друга, в противном случае нарушители могут быть наказаны.
Для ответного осаливания игроки команды нападения, находящиеся за линией «дома», имеют право выбегать на площадку, помогая своим игрокам.
Самоосаливание
Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и возвратился за линию «дома» или «кона». В этом случае команда нападения уходит играть в защиту.
Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и наступил хотя бы одной ногой на боковую линию.
Игрок защиты считается самоосаленным, если он после осаливания или самоосаливания нападающего сам оказался за боковой линией последним или коснулся мяча после совершенного осаливания или самоосаливания.
Момент самоосаливания (как и осаливания) фиксируется судейским свистком и соответствующими жестами судей.
Если к моменту осаливания или самоосаливания игроки нападения не успели завершить перебежку в «дом», то очков команде они не приносят, а только получают право на удар. Игроки, задержавшиеся при этом за линией «кона», при возвращении в «дом» также очков не приносят.
Если один из игроков оказался самоосаленным, то игрок противоположной команды, находящийся с мячом, обязан положить его так, чтобы мяч остался в пределах поля, и покинуть площадку за линию «дома» или «кона» вместе со своими игроками.
Умышленное самоосаливание.
Ловля мяча с лета
Если защитник поймал отбитый мяч с лета в пределах поля или вне его, то он приносит своей команде очко и обязан быть готовым к осаливанию игроков нападения, если они выйдут на перебежку.
Очки
Очко своей команде приносит игрок, поймавший «свечу», а также игрок, совершивший полную перебежку, оставшись при этом неосаленным, или до осаливания другого игрока своей команды.
Результат игры
Результат игры определяется по наибольшему числу очков, набранных командой за игровое время.
При равном количестве очков фиксируется ничья.
При проведении стыковых игр или игр по системе с выбыванием в случае ничейного результата после основного времени игры проводится (после жеребьевки) дополнительный период продолжительностью 10 мин., или несколько таких периодов, необходимых для получения преимущества одной из команд. Между дополнительными периодами предусматриваются перерывы продолжительностью до 3 мин., в начале каждого дополнительного периода проводится жеребьевка.
Поражение
Если в процессе игры у одной из команд на площадке остается меньше четырех игроков, то игра прекращается, и этой команде засчитывается поражение.
Если команда, которой засчитывается победа из-за снятия с игры соперника, имеет к этому моменту преимущество в счете, то фиксируется этот счет. Если команда не имела преимущества в счете, то фиксируется счет 20:0 в ее пользу.
Окончание игры
Игра заканчивается по звуковому сигналу старшего судьи, извещающего об истечении игрового времени соответствующим жестом.
Лапта – командная народная русская игра со специальной битой и мячом. С одной стороны – игроки должны подавать мяч, направляя его на достаточно дальнее расстояние, и пока он летит пробежать через игровую площадку и вернутся обратно, с другой – представители второй команды должны попытаться поймать летящий мяч и запустить им в противника.
Описание русской лапты
Для игры в русскую лапту привлекаются две команды. Проходит она на открытой площадке, в естественных условиях. Главная задача русской лапты – ударом, который производится лаптой, отбить мяч, подбрасываемый представителем команды соперников, и направить его как можно дальше. Одновременно нужно выполнить пробежку в обе стороны (туда и обратно), не позволяя представителю противоположной команды «осалить» пойманным мячом. Каждая удачная пробежка приносит участникам баллы. Выигрывают те, кто за условный период времени наберет наибольшее количество очков. Русская лапта имеет немало родственных игр по всему миру – это американский бейсбол, финляндский песаполо, румынская ойна, а также крикет.
История русской лапты
История русской лапты начинается очень давно: упоминания о ней встречаются даже в памятках древнерусской письменности , а биты и мячи для игры были найдены при раскопках в г. Новгород в слоях, относящихся к 14 столетию.
Во времена правления Петра Великого русскую лапту использовали в качестве действенного средства для физической подготовки солдат некоторых подразделений и полков – Шевардинского, Преображенского, Семеновского, например.
В дореволюционный период русская лапта применялась как метод активного отдыха и досуга, как способ физвоспитания детей и молодежи. Причем играли в русскую лапту и взрослые, и дети. При Подвойском (комиссар просвещения) она была распространена среди бойцов-красноармейцев – тоже как эффективное средство для поддержания физической подготовки.
Официальные состязания по русской лапте начали проводиться в 50/60-ых годах 20 столетия . Затем первенства на некоторое время были прерваны. Но, начиная с 1986-го, когда было утверждено Постановление Государственного спортивного комитета тогдашней СССР о развитии русской лапты, софтбола и бейсбола, игра вновь приобрела популярность. Результатом стало возобновление всероссийских соревнований и турниров.
Затем в 1996-ом возникла межрегиональная федерация лапты. В 2003-ем эта структура получила новый официальный статус – Федерации русской лапты, которая стала общественной всероссийской физкультурно-спортивной организацией, объединяющей 46 отделений по регионам России. Кроме того, сейчас лапта официально признана видом спорта и включена в Единую российскую спортклассификацию.
В настоящее время ее активно продвигают в 45 субъектах федерации. Устраиваются разного уровня первенства, кубки и чемпионаты по русской лапте среди представителей самых различных возрастных категорий. В большом количестве городов, в периферийных районах и сельских субъектах РФ сегодня действуют отделения ДЮСШ по русской лапте. Наибольшую популярность русская лапта получила в Свердловском, Амурском, Тульском, Челябинском, Томском, Новгородском, Воронежском регионах и в Башкортостане, где имеется отличная научно-методическая и спортивная база для обучения игре в русскую лапту.
Правила русской лапты
Игра проходит на ровной площадке прямоугольной формы – как открытой, так и закрытой. Это могут быть земляные или травяные спортплощадки, манежи, спортивные залы. На игровом поле проводят две черты на 40/55-метровом отдалении. Ширина полос составляет 25…40 метров. Одну из сторон отводят под город, другую – под кон.
Игроки делятся на 2 команды с одинаковым числом участников. После разыгранного жребия одна команда занимает позицию на площадке города, а другая – водит. Игру начинает команда, оказавшаяся в городе. Подающий отбивает лаптой (битой) мяч как можно дальше, направляясь бегом через игровое поле за линию кона, и тут же возвращается обратно. В это время команда, которая водит, ловит направленный в поле мяч и, поймав его, пытается осалить (запятнать) бегущего соперника. При этом им разрешается перекидывать мяч один другому, чтобы точнее попасть в противника с более удобной дистанции.
Если им удается это сделать, то представитель команды соперников переходит к ним. Но если они не смогли попасть в него, то перекидывают мяч на поле противников. Причем сделать это необходимо как можно быстрее, поскольку игрок, не успевший вернуться обратно в город, будет вынужден остаться на той стороне – за линией кона.
Если подающий (бьющий) наносит по мячу неудачный удар и противники быстро ловят его, то бежать в таком случае опасно, поскольку его легко можно будет осалить. В этой ситуации игрок может не бежать, а остаться за линией, с другой стороны от команды – в так называемом пригороде. Отбивают мячи все игроки поочередно.
Те, кто находится за коном и в пригороде, ждут, когда их освободят (выручат). Сделать это может лишь подающий игрок, который хорошо отобьет мяч, направив его довольно далеко, что даст ему достаточно времени на собственную пробежку и на перебежку вырученным игрокам из кона и пригорода.
Нередко на поле может возникнуть затруднительное положение, при котором все представители подающей команды (кроме одного) находятся в пригороде и за чертой кона. Тогда игроку, который еще не делал удара, разрешается трижды бить по мячу, но если он промахивается, команда уступает свою позицию водящим.
Мяч, перелетевший за боковую линию, не считается. Подающий не должен заступать за линию города. Тому, кто не может отбить мяч битой, допускается бросать его рукой. Выигрыш засчитывается тогда, когда все спортсмены ударили по мячу, но никто не пересек черту кона. По завершении партии команды меняются площадками.
Набор для лапты
Для игры в русскую лапту нет необходимости в дорогостоящем инвентаре. Для нее требуются:
- мяч резиновый (можно теннисный);
- лапта (специальная бита, палка).
Размер лапты должен быть следующим: в длину порядка 60 см, шириной у основания примерно 10 см и толщиной ручки в 3 см. Мяч – небольшого размера, удобный для захвата полной ладонью и не склонный к травмированию и причинению сильных ушибов.
как научиться управлять своей жизнью
можно ли любить человека и одновременно испытывать дикое желание уйти навсегда!? просто взять и перечернуть всю жизнь и родиться снова!? и в то же время стучаться в дверь тому, кто тебя обидел... и т…
Русским людям, наверное, стоит знать, в какие игры играли их предки. Одна из самых популярных национальных славянских забав – русская лапта. Это игра, зародившаяся в недрах народа, требует от её участника умения играть в команде, находчивости, внимательности, ловкости, хорошего дыхания, быстрого бега, меткости, твёрдости в руках и огромной уверенности в победе.
Любопытно будет узнать, что на сегодняшний день нет точных сведений о том, когда именно появилась лапта. По одним сведениям в неё играли тысячу лет назад, по другим – это время отодвигают ещё на 1000 лет.
Так как лапта была народной, существовало и большое количество её разновидностей. Правила немного отличались друг от друга, а называлась эта игра то «шибка», то «хлопка», то «битка». Но как бы там ни было, популярность её на Руси была огромной, и ни один праздник, ни одно народное гулянье не проходили без состязания в лапту. Пётр Первый очень любил и ценил эту игру. Высочайшим указом русская лапта стала средством физической подготовки солдат Преображенского и Семёновского полков. Постепенно и вся русская армия стала использовать лапту как средство для тренировки физической силы, выносливости и прочих качеств, так необходимых солдату. Вообще, в России вплоть до советских времён в лапту с удовольствием играли на досуге самые разные слои населения. После революции интерес к этой игре пошёл на спад и во второй половине прошлого века о ней практически забывают.
Наиболее простые правила игры в русскую лапту.
Для игры нужно выбрать большую площадку или лужайку. Размечается поле так, как показано на рисунке. Используют для лапты обыкновенный теннисный мяч. Биту можно изготовить самостоятельно, но вполне подойдёт и бита для игры в бейсбол. Численность команды может быть до 10 человек. В каждой команде имеется равное количество участников. Команды две, и чтобы различаться, игроки надевают футболки разного цвета. В начале игры проводится жеребьёвка, по итогам которой одна из команд становится нападающей и занимает линию города. Противоположная команда становится защищающейся и распределяется по игровому полю. По другой терминологии нападающая команда называется «бьющая», а команда защищающаяся – «водящая».
Подготовка к игре
Игроки занимают свои места на игровом поле. Команда бьющих направляет одного игрока в площадь подачи, остальные же члены этой команды выстраиваются вдоль боковой линии города. Расставляет их капитан команды. Водящая команда выделяет одного игрока, который будет подавать мяч. Он располагается на специальной площадке для подачи, а остальную команду капитан размещает по полю.
Начало игры
Подающий игрок подбрасывает мяч, а бьющий – по нему бьёт. При удачном ударе мяч перелетает за контрольную линию. После удара по мячу, бьющий игрок бежит через площадку к линии кона. Он должен добежать до этой линии, пока мяч не поймали, а по возможности – и вернуться обратно.
Игроки водящей команды стараются поймать мяч или подобрать его и осалить им игрока, который бежит через поле. Если игрок, который ударил по мячу, смог добежать до кона и прибежать обратно, то эти действия приносят его команде 2 очка. Если же игрок остался на линии кона, то он ждёт там того момента, когда другой бьющий не ударит по мячу. После успешного удара, ждущий на кону игрок бежит в город, и если он сумел добежать не осаленным – команда получает 1 очко. После удачной пробежки игрок имеет право бить три раза и занимает крайнее положение на площадке очерёдности. В задачу игроков водящей команды входит поимка мяча «с лёта». Тогда команде начисляется 1 очко и происходит смена сторон. Игроки команды могут также подобрать мяч и осалить им бегущего. Осаливать может или же игрок, который поднял мяч, или же другой, которому мяч был передан. Как только водящие возвращают мяч в город – игра останавливается. Бегущий игрок, если он не успел добежать до середины поля – возвращается назад, а если успел – продолжает движение. В процессе игры могут начисляться штрафные очки бьющей команде: – четвёртый выход мяча за пределы поля после удара, и каждый последующий – 1 очко; – судейское замечание – 1 очко.
Кто же выигрывает в лапту без набора очков?
Игра считается выигранной в том случае, когда после осаливания перебегающего игрока все члены защищающейся команды убежали в город не осаленными. Также игра заканчивается в пользу водящих в следующих случаях: – допущено грубое нарушение правил игры; – если игрок бьющей команды взял мяч в руки или же каким-то другим образом ограничил доступ к нему; – выскользнувшая и рук бита улетела из города. Могут играть смешанные команды – юноши и девушки. Игра разделяется на две партии по 20 минут и прекращается по длинному свистку судьи. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков.
К описанным правилам есть кое-какие дополнения:
Если игрок заступает одной ногой за линию города или кона, то он может не бежать, а вернуться назад. Если же он заступает за линию обеими ногами, то возвращаться ему нельзя. В противном случае, по команде судьи происходит смена команд.
Если удар не удался, то не успевший обежать игрок должен располагаться в пригороде вдоль городской линии. После перебежки игроки занимают места в такой очерёдности, в которой они забежали за линию. Если произошло пересаливание, тогда игроки бьющей команды снова обретают право на удар.
Если мяч вылетел за боковую линию, тогда все игроки бьющей команды не двигаются со своих мест. После трёх аутов (ударов за боковую линию), команде бьющих начисляются штрафные очки (по одному очку за каждый аут).
Что запрещено в русской лапте?
Запрещено всем игрокам, кроме подающего, подходить ближе, чем на 2 метра к игроку с битой.
Запрещено осаливать в голову, пах и солнечное сплетение.
Запрещается пользоваться слишком тяжёлой или слишком длинной битой. Стандартные параметры биты: 2 кг. 90Х15см.
Нельзя задерживать перебегающего игрока. Нельзя использовать бейсбольные «лапы».
Как можно увидеть, правила игры в русскую лапту достаточно просты и понятны. И это замечательно, что древняя русская игра опять вернулась к нам. Будем надеяться, что она снова обретёт такую же популярность, как и раньше.
Правила игры в лапту.
В лапту играют две команды по 6 человек.
Цель одной команды, находящейся в "городе", совершить как можно больше перебежек за линию "кона" и обратно.
Делать перебежку можно после выполнения правильного удара битой по мячу.
Каждая такая перебежка приносит команде 2 очка , выполнение ударов производится игроками "города" поочередно из зоны удара.
Один игрок выполняет удар, другой игрок этой же команды подбрасывает ему мяч. Подбрасывающим может быть любой из шести игроков команды.
На удар дается две попытки
.Если одна из двух попыток была правильной, пробивший игрок имеет право на перебежку, а может дождаться ударов следующих игроков в зоне перебежки.
Игрок, выполнивший неправильный удар, имеет право бежать только после правильного удара одного из последующих игроков.
Игрок, совершивший перебежку за линию «кона», может там остаться и возвратиться обратно после одного из последующих ударов.
Удар считается правильным, если мяч вышел за пределы штрафной зоны, но не пересёк боковых линий по воздуху.
Мяч, попавший в площадку за штрафной линией и отскочивший за пределы поля, а так же вылетевший за линию «кона» считается правильным.
Вторая команда располагается в «поле».
Её цель - не дать сопернику выполнить перебежку и как можно скорее занять «город». Сделать это можно при помощи «осаливания» /попадания/ мячом в любую часть тела бегущего, без отскока от земли , при этом мяч должен быть выпущен из руки .
До удара игроки «поля» могут находиться в любом месте площадки, кроме штрафной зоны.
После удара имеют право двигаться в любом направлении, а так же передавать мяч друг другу для «осаливания».
«Осалив» соперника игроки «поля» должны занять «город», «осаленные» могут отыграться.
Отыграться можно неограниченное количество раз, пока все игроки одной из команд не окажутся за линией «города» или «кона».
Игроки «поля» могут набирать очки, ловя мяч с воздуха («свеча»).
«Свеча»- одно очко.
Игра состоит из двух таймов по 15-30 минут в зависимости от возраста игроков. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Можно:
Каждый игрок команды «города» получает право на следующий удар каждый раз после того, как сбегает за линию «кона» и вернется в «город».
Совершать перебежки после хорошего удара по мячу могут сразу несколько игроков.
Для обратных перебежек с линии «кона» до «города» игроки могут дожидаться наиболее благоприятного момента при удачном ударе по мячу их товарищем по команде.
Игроки команды «поля» имеют право бегать с мячом по всему полю и перебрасывать мяч один другому.
Смена команд без борьбы
Она производится в тех случаях, когда:
1. У бьющей команды не осталось игрока с правом на удар.
2. Бьющий наступает на линию города или какую-то другую (т.е. выходит за пределы зоны бьющего) в момент самого удара или попытки.
3. Кто-либо из игроков города наступает на линии, ограничивающие зоны, или заступает за них в момент удара или попытки.
4. В момент удара кто-либо из игроков находится не в своей зоне:
а) уже бивший игрок в зоне очередности, а не в зоне бегущих;
б) в поле, после смены команд без борьбы или еще не завершив перебежку;
5. Во время удара лапта вылетела в поле из рук бьющего.
6. Игрок бьющих, начав перебежку, оставил лапту (биту) в поле, а не в городе. Если бита касается линии города, то считается, что она оставлена в нем.
7. Игрок бьющих, ожидающий удачного удара своего партнера (в пригороде), выбежал на поле не из пригорода, а из любой другой зоны, или до удара по мячу.
8. Игрок бьющих при перебежке выбежал за боковую линию поля, или наступил на нее.
9. Игрок бьющих, начав перебежку, возвратился обратно за линию города или кона (или наступил на нее).
10. Команда бьющих получила штрафное очко.
11. В команде бьющих во время игры (в игровых зонах) оказалось более шести игроков.
Смена команд должна производиться быстро (бегом).
При этом игроки, занявшие город, сразу, не дожидаясь, пока водящие займут места в поле, начинают выполнять удар.
Нельзя:
Игрокам команды «поля» запрещается мешать перебегающим.
Перебегающим игрокам запрещается пересекать боковые линии площадки.
Площадка
Площадка для игры в русскую лапту представляет собой прямоугольник шириной 25-35 м и длиной 40-50 м в зависимости от возраста игроков.
Линии:
Линия города, штрафная линия, линия кона.
На расстоянии 1,5 м от линии «города», с правой стороны площадки, чертится линия «пригорода» (штрафная) длиной 3 м.
По концам линий, отмечающим «город», «кон» и «пригород», ставится по флажку.
Зоны:
Зона очередности, зона удара/ 5 м /, зона перебежки, штрафная зона /10 м /.
Зоны очередности могут быть оборудованы скамейками
Ширина "города"- 5м.
Бита
Бита для удара должна быть цельной и деревянной.
Длина 60-110см, диаметр в широкой части не более 5см, в узкой части не менее 3см. Конец рукоятки должен иметь утолщение.
Конфигурации бит могут быть различными.
В игре используется мяч для игры в большой теннис, а так же аналогичные резиновые и другие мячи, длина окружности которых 20 см, а вес до 60 г. Площадка для игры
Она состоит из игрового поля и примыкающих к нему города и кона. Город разделен на 3 равные зоны: очередности, бьющего и бегущих (пригород). В поле выделяют штрафную зону, в которой не должно быть игроков в момент удара по мячу.
В случае если в зону бьющего попадают футбольные ворота, которые препятствуют удару, то ее разрешается перенести в сторону зоны бегущих. Поле прямоугольной формы должно быть ровным и может иметь любое покрытие.
1 – зона очередности
2 – зона бьющего
3 – зона бегущих (пригород)
Размеры поля для игроков 14 лет и старше (9-11 классы) - 50-60 х 30-40 м, штрафная линия на расстоянии 12–15 м от линии города.
Для игроков 10–13 лет (5–8 классы) - 30-40 х 15-20 м, штрафная - 6–9 м.
Для игроков 9 лет (3–4 классы) - 18 x 11 м (спортзал), штрафная - дуга радиусом 6 м.
Глубина зон города и кона - 3–5 м. Ширина линий - 4–5 см.
4. Инвентарь и оборудование
Лапта (палка-бита) - выполнена из дерева, ее размеры и форма зависят от возраста участников: для игроков 9–11 лет (3–6 классы) - бита № 1; для игроков 12–13 лет (7–8 классы) - бита № 2.
Для игры в условиях школы и для тренировки игроков 12–13 лет - бита № 3.
Для игроков 14 лет и старше - бита № 4.
Для игр в спортивном зале всех возрастных групп (до 14 лет) - бита № 1.
Игроки 14 лет и старше используют кусок шланга длиной 40 см и 2,5–3 см.
В игре от начала и до конца всеми игроками обеих команд используется одна бита. Замена ее осуществляется только в случае неисправности. До начала игры первый судья проверяет соответствие биты правилам соревнований, а во время игры контролирует ее исправность.