Какое настроение у малыша и почему? Как художник показал огорчение малыша? Опишите малыша. Почему малыша не взяли на рыбалку? Кто наблюдает за ним? Почему сестра улыбается? Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой вы видите на картинке?
1.Однажды, сарай, лопата, рыболовные снасти, черви, удочка, рыбалка, жестяная баночка, рюкзак, пообещал взять с собой удить рыбу, на весь день. 2.Рано утром, ни свет ни заря, чуть свет, едва рассвело, взяли удочки и наживку, направились за ворота, проспал, оделся кое-как, схватил банку с червями, как же я, мал еще, утонуть можешь, будешь капризничать, проситься домой, некогда с тобой возиться, подрастешь, пойдешь, остаешься дома. 3. Заревел во весь голос, выронил банку с червями из рук, слёзы полились градом, старшая сестра улыбнулась, утешала как могла, еще не на одну рыбалку пойдешь, поймаешь рыбу самую большую. 4. Случай запомнил на всю жизнь.
Художник иллюстратор О. Попович создавал забавные рисунки. Их можно было часто встретить на страничках детских журналов или книжек. Одной из популярных его иллюстраций является рисунок Не взяли на рыбалку. Эта работа по названию совпадает со знаменитой картиной Успенской-Кологривовой, что находится в Третьяковской галерее, да и не только название общее, но и много похожих деталей, в том числе и герои картины.
Не взяли на рыбалку сочинение
В отличие от картины Не взяли на рыбалку, которую художница Успенская написала в 1955 году, одноименный рисунок Поповича был написан на несколько десятилетий позже. Об этом свидетельствуют и герои работы художника-иллюстратора, чья одежда более современная. Однако, хоть у картины и иллюстрации разный временной промежуток создания, сюжет у них очень похож. Что же мы видим на рисунке Поповича? Об этом мы и напишем в по рисунку Не взяли на рыбалку, из которого может получится целый рассказ.
Описание картины
Хоть автор и изображает все красочно, даже с неким юмором, мы сразу же замечаем большую обиду у малыша. Не хочется оказаться на его месте. Его горе безутешно, обида огромна, что не помогает даже поддержка старшей сестры, которая пытается хоть как-то успокоить маленького мальчика. А все потому, что его не берут на рыбалку. Мы видим, как на рыбалку идет папа и средний сын. Они взяли рюкзаки, удочки, снасти и стремительно направляются в сторону реки. Их ждет занимательное и увлекательное времяпровождение, во время которого можно не только отдохнуть, но и наловить рыбы. Малыш, по всей видимости, тоже очень надеялся отправиться с братом и отцом на рыбалку. Он даже приготовил ведро, накопал приманки, взял удочку и был готов отправляться в путь, как тут же получил отказ.
Слезы сами собой потекли ручьем, ведь малыш явно не понимает причину, почему его не берут на рыбалку. Скорее всего он слишком мал, ведь ему всего лишь три, а может четыре года. Это возраст, когда хочется бегать, прыгать, кричать, резвиться, а на рыбалке нужна сосредоточенность и тишина. Видимо причина только в этом. Мне кажется, еще какой-то год — другой, и ребенок сможет отправиться удить рыбу, нужно просто подождать. Но, это сложно объяснить ребенку, который плачет и ничего не слышит. Его ведро с червями упало и опрокинулось. Он смотрит вслед удаляющимся рыбакам, которые не обращают никакого внимание на плачущего ребенка.
Сочинение - рассказ по картине К.Н. Успенской - Кологривовой "Не взяли на рыбалку".
В основе конспекта урока - работа по изучению и анализу произведения изобразительного искусства. Урок иллюстрирует современные подходы к организации творческой работы учащихся, различные активные формы обучения и примеры лексического, словарно - стилистического, орфографического анализа текста и языковых явлений.
Конспект предназначен учителям русского языка общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по русскому языку.
Сочинение-рассказ по картине К.Н.Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку"
Цели: познакомить с особенностями композиции рассказа;показать, при помощи каких средств художник раскрывает замысел картины; развивать речевые умения; учить составлять план сочинения.
Оборудование: репродукция картины Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку" ; стихотворение Р.Парве "Два рыбака"
Ход урока
I.Организационный момент.Сообщение темы урока.
Зарание подготовленный ученик читает стихотворение Р.Парве "Два рыбака".
Кто эти путники?
Кто там спешит
К берегу нашей реки?
Дедушка с трубкой
И маленький Тийт-
Оба они рыбаки.
Трюх-трюх -
Дед впереди.
Топ-топ-
Внук позади.
Кто там в кустах
Над водо сидит?
Кто там за рыбой
Зорко следит?
Дедушкас трубкой
И маленький Тийт
Ждут,
Когда будет
У рыб аппетит.
Вот поплавок
Наклонился едва.
Удочка гнется в руке.
Дедушка дёрг-
И рыбка плотва
Бьется уже на крючке!
Словно рыбачить!
Идет на крючок
Нынче плотва за плотвой.
Дед говорит:
Собирайся,сынок,
Ждут нас хозяйки домой!
Кто эти путники?
Кто там спешит?
Кто там шагает с реки?
Дедушка с трубкой
И маленький Тийт-
Оба они рыбаки.
Трюх-трюх-
Дед впереди.
Топ-топ-
Внук позади
Дед наловил
Для семейства всего
Много плотвы и угрей.
Маленький Тийт
Для кота одного
Только лишь блюдце
Ершей.
О чем это стихотворение?
Кто из вас был на рыбалке?
Какие чувства у вас возникли,когда вы ходили на рыбалку?
Были ли у вас случаи,когда вас не брали на рыбалку?
Сегодня познакомимся с картиной Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку"
II.Беседа по картине.
Рассмотрите репродукцию картины Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку".
Где происходит действие, изображенное на картине?(В деревне)
Когда происходит действие,изображенное на картине Определите время года и время суток.)Действие происходит летом,рано утром)
По каким признакам вы определили,что на картине иображено раннее утро?(Солнце только всходит, небо розоватое от его лучей.На земле-длинные тени, какие бываютрано утром.)
Какое утро изображено на картине?(Веселое,солнечное,радостное.)
Опишите небо.(Небо ясное,безоблачное,высокое)
Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку?)Отец несет весла,-значит,рыбу будут удить с лодки.На спине у него рюкзак,наверное, с рыболовными принадлежностями.Старший мальчик несет удочки.)
Как покахывало на картине,что рыбаки уходят?)Они показаны в движении,спиной к малышу,старший брат на ходу глядывается.)
Верно,ребята, фигуры рыбаков устремлены вперед.П положению ноги туловища видно,что они удаляются.Кто,по-вашему,главный герой картины?(Маленький мальчик 4-5 лет)
Как вы определили возраст мальчика?(Мальчик ну умеет как следует одеваться:рубашонка торчит,плохо заправлена в штанишки.Он еще катается на трехколесном велосипеде.)
Правильно,ребята,вы все это очень верно подметили.Действительно, и велосипед говорит о возрасте мальчика,не случайно он изображен на картине.А как художница показала,что малыш-главное действующее лицо картины?(Малыш иображен на переднем плане,почти в центре картины,отдельно от других действующих лиц,хорошо виден,взоры дву других героев(сестры и брата) устремлены на него.)
По каким деталям картины можно догадаться,что малыш готовился к рыбалке?(Около мальчика на земле лежит удочка,которую он приготовил для рыбалки.В руке он держит ведерко с червями.)
Какое настроение у малыша и почему?("Он очень обижен,огорчен,потому что его не взяли на рыбалку".)
Как художница показала огорчение малыша?("Мальчик не замечает, как курица вытаскивает из его ведёрка червяков"; "Он бросил от обиды удочку,сморщил лицо,вот-вот заплачет".)
Подробнее опишите мальчика,его позу,выражение лица,волосы,одежду.("Он стоит в растерянной позе,наклонил голову,поднял руку,как будто почесывает за ухом,сдвинул брови,надул губы,готов заплакать";"У него светлые золотистые волосы,загорелые руки и ноги.Луч солнца освещает его лицо";"На нём белая рубашка с короткими рукавами и черные штанишки".)
А почему для изображения одежды использованы именно эти два цвета?(Мальчик в белой рубашке и черных штанишкаххорошо выделяется на фоне голубой стены дома.)
Правильно,и цветом художница выделяет главного героя картины.Как вы думаете,давно ли мальчик стоит в такой огорченной позе?(Недолго он так стоит,потому что отец и брат еще на дворе,не успели уйти за калитку.)
Малыш, действительно,недолго стоит в такой позе,вряд ли он способен долго сердиться.Почему же малыша не взяли на рыбалку?(Он еще маленький,устанет,может выпасть из лодки.)
Кто во дворе наблюдает за малышом?(Сестра,она выглядывает из-за двери.)
Чему улыбается сестра?(Ей смешно смотреть,как курица вытаскивает червей из ведерка,а братишка не видит.Сестра довольна,что брат остался дома и ей не будет скучно.)
Какое впечатление производит на вас картина?(И веселое, и грустное.)
Почему веселое?(Веселое потому, что смешно смотреть, как курица таскает червяков из ведерка малыша,а он не видит.На картине показано солнечное утро,хорошая погода.Нежные светлые краски радут глаз,на них приятно смотреть.)
Почему грустное?(Грустное потому,что малыш огорчен.)
Жаль вам этого малыша?(Не очень.Его горе не так велико.Подрастет и будет ходить на рыбалку.)
Обратите внимание на велосипед,который, видимо,говорит не только о возрасте мальчика,но и о том, что малыш скоро забудет о рыбалке, своём огорчении и будет весело кататься.
Нравится ли вам эта картина?
Чем она вам нравится?(На ней показан очень симпатичный малыш.Художница интересно показала обиду малыша и нахальную курицу.)
Действительно,картина очень интересная,жизненная.А теперь попробуем составить рассказ по этой картине.
Физкультминтука
III.Составление плана сочинения.
В основе рассказа лежит какой-то случай, эпизод, происшествие.В рассказе можно выделить три основные части: завязку (событие,с которого начинается действие); кульминацию (самый острый,напряжённый момент в развитии действия);рязвязку(концовка,заклчительное действие).
На доске записывается примерный план сочинения.
План
1.Лето-пора чудес.
2.Описание картины:
А)место действия;
Б)образ маленького мальчика;
В)отец и старший брат;
Г)сестра
3.Мое впечатление о картине.
VI.Словарно-стилистическая и орфографическая работа.
Слова с трудными орфограммами,которые могут быть использованы в рассказе по картине,записываются под диктовку накануне сочинение или на доске после беседы по картине: восходящее солнце, бозоблачное лазурное небо,светло-зеленая травка,рюкзак,рыболовные принадлежности,жестяная баночка,калитка,посередине,вдогонку,велосипед,расстроен, обиженные,белокурый,кое-как,вот-вот,симпатичный,настроение.
Укажите синонимы к словам:
лазурный(голубой, небесный,бирюзовый);
обиженный(оскорблённый,грустный);
симпатичный(приятный,милый,распологающий к себе);
кое-как(небрежно,неаккуратно,неряшливо,недобросовестно.невнимательно,как-нибудь).
Составьте с ними словосочетания на тему картины.
V.Устное сочинение-расска по картине.
Как вы думаете,когда и как началась история,момент которой изображен на картине?(Вечером,когда малыш узнал о том, что отец и старший брат собираются на рыбалку.)
Откуда малышу стало известно, что старшие собираются на рыбалку?(Наверное, он услышал разговор старших и тоже стал собираться на рыбалку.)
Обещали ли старшие малышу взять его с собой на рыбалку?(Малыш,наверное, очень просил взять его, и старший брат пообещал, думая,что братишка рано утром не проснется,проспит.)
Что же произошло утром?(Рано утром мальчик сам проснулся,быстро оделся,кое-как заправил рубашку,натянул штанишки,завернул их, как старший брат,взял удочку и банку с червями,которых он накапал еще вечером, и побежал вдогонку за за рыбками.)
Составьте возможный диалог между отцом и маленьким сыном.
Ущащиеся составлят диалог:
Папа, можно я пойду с вами?
Нет,сынок, ты еще очень маленький,подрастёшь-тогда и будешь ходить с нами на рыбалку.
Каким был этот момент для малыша?(Очень напряженным,он ждал решения отца и узнал,что его не возьмут на рыбалку.)
Опишите настроение маленького мальчика.(Горько и обидно стало малышу.Он так готовился,а его не взяли.)
В этой части рассказавы и опишите то,что изображено на картине,-позу,выражение лица мальчика,покажите его огорчение.
Как вы думаете, чем акончится эта история?(Когда отец со старшим братом уйдут на рыбалку,малыш забудет про свою обиду и пойдет кататься на велосипеде или будет играть с сестрою.)
Как вы озаглавите свой рассказ?(Обида","Все прошло","Напрасно старался","Зря готовился","Не взяли","Огорчение","Обиделся".)
А как бы вы начали свой рассказ по картине?(Однажды вечером маленький Сережа услышал разговор отца и старшего брата Пети о рыбалке.Сереже тоже очень хотелось пойти на рыбалку.Он быстро побежал в огород копать червей.)
Примерное сочинение.
"Вечером маленький Павлик играл сос воей сестренкой Ниной.
Вдруг он увидел, что его старший брат Саша каопает червей.Павлик сразу догадался,что Саша с отцом собираются на рыбалку.Он подбежал к брату и стал проситься, чтобы его тоже взяли.Малыштак долго ныл и клянчил,ч то Саша не выдержал и сказал:"Ладно,возьмем тебя".Павлик очень обрадовался,подошел к Нине и похвастался: "Меня воьмут на рыбалку,а тебя нет!"
Весь вечер Павлик готовился к рыбалке.Он накопал червей в огороде,приготовил удочку,положил все под кроватку и,довольный лег спать.
Наступило утро.Лучи восхдящего солнца все окрасили в розовый цвет.На небе ни облачка.День обещал быть хорошим.Малыш проснулся от какого-то шума.Он открыл глазаи увидел,что отец и брат уже собрались на рыбалку.Они взяли удочки,весла,рюкзак с едой и собрались уходить.Павлик быстро встал,сам оделся,натянул штанишки,кое-как заправил рубашку,схватил удочку и банку с червями и выбежал во двор с радостным настроением вдогонку за отцом и братом.
Ты куда это собрался?-строго спросил отец,увидев сынишку.
С вами на рыбалку,-ответил Павлик.
Мал еще,оставайся дома.
Павлик так и остался стоять посреди двора.От обиды он бросил удочку,надул губы,сморщил лицо,вот-вот заплачет."Ну почему, почеу они меня невзяли на рыбалку?Я так старался",-думал он.Павлик так сильно огорчился, что не заметил,как нахальная курица таскала у него из банки червей,которых он накопал с таким трудом.А из-за двери выглядывала Нинка и смеялась:"Что,не взяли?!Не будешь в следующий раз хвастать".Потом ей маленького братишку,она подошла к Павлику и сказала:"Хватит дуться,пойдем играть,покатаемся на велосипеде.
VI.Самостоятельная работа.Написаное сочинение.
VII.Итог урока.
С каким произвдением мы сегодня познакомимлись?
О чем рассказала картина Ксении Николавны Успенской-Кологривовй "Не взяли на рыбалку"?
Чему учит эта картина?
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
"Не взяли на рыбалку"
Любимым занятием моего папы, старшего брата Павлика и меня была рыбалка. Каждое утро мы брали удочки, наживку, рюкзаки с завтраком и отправлялись на речку. В то лето я впервые побывал на рыбалке, и мне очень понравилось удить рыбу. Долго я смотрел на поплавок, представляя себе улов. А когда, наконец, клевало, я всегда, прежде чем выудить рыбу, загадывал, чтобы попалась большая.
В основном на мою удочку попадались мелкие рыбешки, но однажды я поймал самую большую рыбу-карася. В тот день я чувствовал себя героем. Папа похвалил меня, а брат, конечно, позавидовал. Когда мы вернулись с рыбалки, я похвалился уловом маме, сестре и, услышав слова одобрения от них, помчался играть со своими друзьями.
Мне так хотелось похвастать перед друзьями своим умением, что я решил ненадолго одолжить удочки у папы без спроса.
И вот, накопав червей, прихватив удочки, мы отправились на речку. Придя на то место, где мы обычно ловили рыбу, мы расположились на берегу реки. Я начал объяснять ребятам, как нужно насаживать червяка, закидывать удочку. Но, честно говоря, мне самому в этом помогал папа, поэтому я не очень справлялся.
Я плохо помню, как мы шли домой. Как утешали меня товарищи, и какие советы они мне давали. Дома, я потихоньку поставил удочки на место, и в этот вечер никто не обратил на них внимания.
На следующее утро я проснулся. И увидел, что отца и брата нет - они уже ушли на рыбалку, не разбудив меня. Я быстро поднялся, оделся, схватил свою удочку и бросился вдогонку. Очень быстро я догнал их. Но папа, повернувшись ко мне, строго сказал, что они не возьмут больше меня с собой.
Я смотрел, как они удаляются, и сквозь всхлипывания слышал слова моей сестры о том, что никогда нельзя без спроса брать чужие вещи.
Урок этот я запомнил на всю жизнь.
Подобные документы
Место дискурсивного анализа в лингвистике. Характер связи дискурсивного анализа художественного текста и интерпретации данного текста с комплексом теоретических положений литературной науки. Осуществление предварительного филологического анализа рассказа.
курсовая работа , добавлен 04.12.2009
Использование личных местоимений и числительных, форм глагола to be, правильных форм артикля при переводе текста с русского на английский язык и обратно. Существительные во множественном числе. Пример составления краткого рассказа о путешествиях.
контрольная работа , добавлен 12.03.2015
Современные представления о языковой картине мира. Концепты как лексические категории, определяющие языковую картину мира. Концепт "брат" в художественном осмыслении, его место в русской языковой картине мира и вербализация в русских народных сказках.
дипломная работа , добавлен 05.02.2014
Лингвокультурология как наука. Статус концепта как феномена. Понятие "национальной концептосферы". Базовые характеристики концепта. Лингвокультурологические особенности концептуализации счастья как социокультурной реальности в англоязычной картине мира.
дипломная работа , добавлен 18.03.2014
Определение стиля и типа речи. Тематика и проблематика рассказа. Художественные особенности текста. Принцип противопоставления. Психологическое состояние героини. Образность языка. Используемые лексические, морфологические и синтаксические средства.
презентация , добавлен 16.04.2014
Языковая картина мира в лингвокультурологии, фразеология как ее часть. Методы и принципы исследования концепта во фразеологической картине мира. Фонетические и грамматические особенности фразеологизмов о мечте, а также лексико-семантическая специфика.
дипломная работа , добавлен 25.07.2017
Разделы: Русский язык
- Развивать у учащихся навыки устной и письменной речи.
- Продолжить работу по формированию навыков описания произведений живописи.
- Продолжать развивать интерес к произведениям живописи.
- Пробудить у учащихся желание высказать своё отношение к картине.
Оборудование: репродукция картины К. Н. Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку", фотография художницы.
Ход урока
Беседа о художнице.
Ксения Николаевна Успенская-Кологривова
27 ноября 1922 года родилась Успенская Ксения Николаевна, живописец, член воронежского отделения Союза художников. Родилась в Воронеже. Посещала частные изостудии Н. И. Капер, В. А. Жданова. Закончила Московский институт прикладного и декоративного искусства (факультет керамики, 1949). Живописью занималась под руководством А. А. Дейнеки. После работы в Московском НИИ строительных материалов (1949-1951) возвращается в Воронеж и с 1953 г. становится постоянным участником выставок Воронежской организации Союза художников РСФСР. Художественные занятия К. Успенская на протяжении многих лет совмещала с общественной и научно-педагогической деятельностью. Работала доцентом кафедры сельскохозяйственной архитектуры СХИ, работала в составе разных комиссий Союза художников РСФСР. Имя художницы Ксении Успенской занесено в "Книгу почета" г. Воронежа. Работает в жанрах тематической картины, портрета, пейзажа, натюрморта. Автор произведений: "Портрет профессора Н. А. Успенского" (1952), "Водные процедуры полезны всем" (1953), "Портрет столяра" (1954), "Не взяли на рыбалку" (1955), "Мечтатели" (1963), "Белые лилии" (1964), "Портрет В. П. Криворучко", "Юный художник" (1981), "Разлив на Битюге" (2003) и др. По впечатлениям зарубежных поездок создала серию акварелей, пастелей, гуашей, среди которых: "Дети Мадраса"(1975), "Неприкасаемый" (1975), "Крыши Флоренции" и др. Персональные выставки Успенской прошли в Воронежском областном музее изобразительных искусств (1973, 1983), выставочном зале Союза художников (2000, 2002). Её картины представлены в Воронежском областном художественном музее Крамского, Воронежском областном краеведческом музее, Острогожском историко-художественном музее им. И. Н. Крамского.
II. Беседа по картине.
К. Н. Успенская-Кологривова "Не взяли на рыбалку"
Где и когда происходит действие, изображённое на картине?
По каким признакам вы определили, что на картине изображено раннее утро?
Какое же утро изображено на картине?
(Утро весёлое, радостное, солнечное.)
Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку?
Как показано на картине, что рыбаки уходят?
(Фигуры рыбаков устремлены вперёд. По положению ног и туловища видно, что они удаляются.)
Кто, по-вашему, главный герой картины? (Маленький мальчик.)
Как вы определили возраст мальчика?
(Не умеет как следует одеваться.)
Как художница показала, что малыш - главное действующее лицо картины?
По каким деталям картины можно догадаться, что малыш готовился к рыбалке?
Какое настроение у малыша? Почему?
Как художница показала огорчение малыша?
(Он даже не замечает, как курица вытаскивает из его ведёрка червяков.)
Подробнее опишите мальчика, его позу, выражение лица, волосы, одежду.
А почему именно эти два цвета использованы?
(Этими цветами художница выделяет главного героя картины.)
Как вы думаете, давно ли мальчик стоит в такой огорчённой позе?
(Пожалуй, малыш, действительно, недолго стоит в такой позе, вряд ли он способен долго сердиться.)
А почему же малыша не взяли на рыбалку?
Кто наблюдает за огорчённым мальчиком?
Какое у неё настроение? Сочувствует ли она своему маленькому брату?
Какое впечатление производит на вас картина?
Нравится ли вам картина?
Чем она вам нравится?
Действительно, картина интересная и вполне жизненная.
Теперь попробуем составить рассказ по этой картине.
III. Составление рассказа.
Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой изображён на картине?
Откуда малышу стало известно, что старшие собираются на рыбалку?
Обещали ли старшие малышу взять его с собой на рыбалку?
Что же произошло утром?
(- Папа, можно я пойду с вами?
Нет, сынок, ты ещё очень маленький, подрастёшь - тогда и будешь ходить с нами на рыбалку.)
Подумайте, а как по-другому можно составить диалог?
Как вы думаете, чем закончится эта история?
Как вы озаглавите свой рассказ?
IV. Словарно-стилистическая и орфографическая работа.
Внимательно прочитайте слова, выписанные на доске. Они помогут вам составить предложения, которыми вы воспользуетесь при написании своего сочинения.
Восходящее солнце, безоблачное лазурное небо, светло-зелёная травка, рюкзак, рыболовные принадлежности, жестяная баночка, вдогонку, велосипед, расстроен, белокурый, огорчённый, обиженный, кое-как, вот-вот, симпатичный, настроение.
V. Составление плана.
1. Кто изображён на картине?
2. Кто, по-вашему, главный герой, почему?
3. Описание главного героя:
а) внешний вид (выражение лица, волосы, одежда);
4. Описание второстепенных персонажей:
б) старший брат;
в) сестра.
5. Цветовая гамма картины.
6. Моё отношение к картине.
VI. Составление устных рассказов по картине.
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Запись сочинения в тетрадь.