Анна Ханкевич
Дата рождения: 26.09.1979
Анна Ханкевич, по образованию я психолог, с 1986 года катаюсь на лыжах, а с 1999 года - на сноуборде. Активно принимаю участие и часто занимаю первые места в Российских и международных соревнований по фрирайду. В свободное от заездов время воплощаю свои впечатления от соревнований на бумаге, с помощью кисти и красок.
Свою спортивную карьеру фрирайдера начала в сезоне 2009 с участия в соревнованиях Dombay Open (Россия) и Red Bull Powder Kick (Болгария), став второй в обоих стартах. В сезоне 2010 выиграла все Российские соревнования по фрирайду (всего было три старта) и этап Украинского чемпионата. Но главным достижением стала победа на международных соревнованиях по фрирайду серии FWQ - Nissan Mistic Experience (Италия).
Параллельно продолжаю совершенствовать свои навыки в newschool, занимаю уверенную вторую позицию в России среди девушек (Соревнования на Лыжном салоне 2010 - 2ая, Elbrus summer camp contest 2009 - 2ая, Nikita Girlfriends Battle 2008 - 2ая).
Прошлый сезон 2011 я начала с уверенной победы на Sheregirls. Потом я приняла участие в двух этапах FWQ, стала первой на соревнованиях Freeride Battle в Канине (Словения) и третьей на Nendaz Freeride Open в Швейцарии. Моя позиция в мировом рейтинге - 24ая, и результат мог быть лучше. Но мне нравится не только соревноваться, но и участвовать в съемках лыжного видео, поэтому на всё времени не хватает...
Уже три сезона я снимаюсь в команде Action Brothers, которая выпустила фильмы "Ажиотаж" 2009, "Атмосфера" 2010, "Территория Снега" 2011. Во всех фильмах есть мои профайлы. Также в прошлом сезоне я участвовала в съемках лыжного кино "Взгляд" и масштабного теле-проекта Ride The Planet.
С 2004 года я являюсь сертифицированным инструктором Snowpro по сноуборду, а 2008 и по горным лыжам. Периодически провожу занятия в школах, а также мастер-классы и семинары для инструкторов. Со школой Вы можете ознакомиться на сайте: http://snowpro.ru.
Горы для меня всегда были источником вдохновения и восхищения. С малых лет я стремилась в горы, ведь именно здесь познаешь всё величие и красоту мироздания. Лыжи - это один из способов проводить время в горах, в компании близких друзей, получая истинное удовольствие от жизни.
Уже много лет моим Генеральным Спонсором является Спортмастер, который предоставляет одежду Columbia и лыжи Volkl.
В следующих сезонах я планирую выступить на некоторых Российских и международных соревнованиях, а также продолжить съемки в новом фильме от Action Brothers. Кроме того, планируется мое участие в продолжении проекта Ride The Planet.
Познакомиться с моими последними событиями Вы можете на следующих ресурсах:
По ту сторону хребта Аибга По ту сторону от Красной Поляны, в долине реки Псоу, разделенное на две части рекой-границей между Россией и Абхазией, находится село Аибга....
- Родители отдали меня в горнолыжную секцию. Сначала хотели в гимнастку, но туда не взяли - сказали, слабая. Класса с 1-го я начала заниматься горными лыжами. Не могу сказать, что мне очень нравилось, или очень не нравилось. Просто ходила и ходила. В своей секции я была, наверно, лучшей. Но на общечеловеческом уровне ничего особенного не достигла, наверно, потому, что очень не люблю соревноваться. Кататься мне нравилось, а соревноваться - нет. В 9-м классе школы я перестала заниматься в секции. Родители сказали: «Хватит. Пора об учебе подумать». Отдали меня в физмат лицей. И все завертелось - другие интересы. Лицей очень много дал мне в плане внутреннего развития, хотя, конечно, это был серьезный переход от полного разгильдяйства в плане учебы к шестидневке. В субботу у нас были 4 пары математики подряд! Когда все нормальные дети отдыхали. Отучилась в лицее и пошла почему-то не на мехмат, а на психологический факультет МГУ. То, что пойду в МГУ, даже не обсуждалось. Ничего другого я не хотела. Благополучно окончила Университет с красным дипломом. А на лыжи вернулась только после того, как лет 7 покаталась на сноуборде.
Как он возник в твоей жизни?
- На 3-м курсе я вернулась горы. До этого занималась альпинизмом - но только летом. И вот раз приехала зимой. Твинтипов или широких лыж для фрирайда тогда не было. Все катались по трассам. Мне это было скучно, я этим все детство занималась. Зато там были прикольные сноубордисты, которые не боялись выезжать за трассы, прыгали, делали трюки. Это было очень интересно, и я встала на сноуборд. И лет 7 каталась только на доске. Стала инструктором. А буквально 3 года назад подумала: «А почему бы мне снова не попробовать лыжи?». И катание на них мне так понравилось, настолько захватило меня, что сейчас это основная моя деятельность. Все что происходит в жизни - связано с лыжами.
А образование, полученное в МГУ, было как-то применено с точки зрения профессии?
- Нет. Просто вариантов не было. Я училась на кафедре психофизиологии. Наука очень интересная и прикольная, но, как и любая другая наука в России, финансово не поддерживается. Чтобы работать в этой области, надо было ехать за границу. В общем, предлагали: «Пожалуйста». Но я немножко патриот, да и бросать все ради науки не хотелось. Осталась в России. Поработала несколько лет в офисе, пока не
пришла к сноуборду и лыжам. В смысле - катанию, как основному роду своей деятельности.
А как ты попала в альпинизм?
- У меня отец мастер спорта. Поэтому без альпинизма я никак не могла обойтись. Еще во время моей учебы в лицее он собрал группу старшеклассников, повез нас в Узункол. Тогда все было по-правильному. Один год - значок, еще год - 3-й разряд, потом - 2-й. Когда 2-й разряд закрыли, еще года два походили сами по себе. А дальше - кто женился, кто еще чего, и мы как-то разошлись. А ходили всегда одной командой. У меня произошел логичный переход в сноуборд. Произошел он через бэккантри лагерь, который Максим Панков организует. Бэккантри - это синтез альпинизма и катания. Примерно через год после того, как встала на доску, я попала в этот лагерь. И мне очень понравилось. Сейчас я уже практически не хожу по горам. Ну, разве что, если по гребню надо дойти куда-нибудь до начала спуска.А почему забросила альпинизм? Просто на все времени нет. Это отдельное занятие, требующее много сил, если ты хочешь развиваться. Сейчас мне интересней лыжи. Они занимают фактически весь год у меня.
А летом ты чего на лыжах делаешь?
- Катаюсь! 3 недели июля - летний лагерь на Эльбрусе. Прошлым летом после него я замечательно съездила в Швейцарию, попрыгала в парках. В августе, правда, побывала в Фанах. Не совсем альпинизм, скорее треккинг.
Ну и как там?
- Все так же красиво! До этого я была там в 1998 г. Наверно, в 2018 г. теперь поеду (смеется). База на Алудинах еще функционирует? Она процветает! Благодаря усилиям Руфины Григорьевны Арефьевой. Когда мы пришли, там множество палаток стояло. Туда можно заказать трансфер прямо из Москвы. Все очень неплохо. Мне понравилось.
Вернемся к лыжам.
- Зима оказывается очень короткой. Ее не хватает на то, чтобы заниматься всеми областями лыж. Зимой хочется фрирайда, а летом - прыгать. Как ты финансируешь свой круглогодичный лыжный проект?
Периодически я езжу работать инструктором по сноуборду. Работаю со «СноуПро». Прелесть состоит в том, помимо веселой компании, что это локальная работа. Организаторы набирают группу, инструкторов и вывозят всех куда-нибудь в горы. Съездил на неделю, заработал денег. Когда в следующий раз захочешь, надо просто заявить о своем желании и надеяться на то, что тебя возьмут.
Куда ты обычно ездишь?
- Работать? Да все равно куда. Финляндия, Австрия, Эльбрус летом - три последних рабочих поездки. Сейчас в Кировск поеду.
Сколько людей в группе?
- Обычно 7. Это оптимальное число. 5 - мало, не очень интересно. Больше 8 - уже много. Если в твоей группе 7 - 8 человек, то и работать интересно, и внимания каждому можешь уделить достаточно.
Получается у тебя обучать? Это все-таки очень отличающаяся от просто катания вещь.
- Я знаю людей, которые здорово катаются, но совершенно не могут научить. И наоборот бывает. В работе инструктора мне, наверно, помогает образование психолога. Я люблю учить, мне это нравится. И надеюсь, что у меня получается. По крайней мере, люди довольны. А это главное. Мы же людей не для соревнований готовим, а просто пытаемся научить их, чтобы они получали удовольствие от катания. Главный критерий - это удовольствие! Пока я не слышала отрицательных отзывов о себе. Но это совершенно отдельное дело, и если ты хочешь кататься, то совмещать
очень тяжело. Поэтому я не буду работать лыжным инструктором - на лыжах я хочу кататься сама.
И что, 2-3 таких поездок хватает, чтобы обеспечить себя и ездить кататься, куда захочешь?
- Ну, не 2-3, а 4-5. И не куда захочешь. Я бы, может, и хотела на Аляску поехать, но сейчас это нереально. Нахожу какой-то разумный компромисс между тем, что хочется, и тем, на что есть деньги. Вообще, этот год очень удачный. Благодаря Ване Малахову, Коле Пиотровскому и компании Action Brothers. Во многих местах мы имеем скидки на катание, проживание. И я не так много трачу на свои поездки. Пока деньги есть. Как только кончатся, пойду работать инструктором. Или в Макдоналдс. Все равно куда. Заработаю денег и буду дальше кататься! (смеется) Я, слава Богу, не обременена никакими обязательствами - у меня нет семьи, нет детей. И не так много денег нужно на катание. Если выбирать дешевые билеты, самой делать визы. Конечно, немного беспокойно, но зато дешевле.
А что родители думают по поводу твоего такого серьезного увлечения горными лыжами?
- Думаю, они будут очень рады видеть мой профайл в «Вертикальном мире». Они сами тесно связаны с горами, любят путешествовать. Мне кажется, они меня понимают.
А прыгать как ты начала? На сноуборде?
- Я пыталась прыгать на сноуборде. Но на лыжах у меня получается лучше. Когда я переходила с доски на лыжи, этому переходу мешала работа инструктором - тогда я больше работала, много ездила. И первое свободное время, которое можно было посвятить лыжам, выпало на летний лагерь. Кроме как прыгать, делать там больше нечего. Вот я и стала прыгать. На лыжах. Это было в позапрошлом году. Тогда же впервые попыталась джиббить. И это мне тоже понравилось. Но сейчас тяжело заниматься и фрирайдом, и ньюскулом. Какие-то соревнования, например, просто совпадают по срокам. Поэтому последнее время я занимаюсь только фрирайдом. Зимой ты катаешься в горах, а не в парке. Но настанет апрель - будет домбайский лагерь, кировский, потом летний лагерь на Эльбрусе. И будет период занятий ньюскулом, прыжками, джиббингом.
То есть ты планируешь совершенствоваться в ньюскуле?
- Да, конечно. Одна из прелестей лыж - в их многогранности. Целина, лес, большие горы, но, кроме этого, и всякие развлечения типа джиббинга. Все очень разнообразно, но и то, и другое очень интересно. И здорово, что можно и тем, и другим заниматься. Конечно, на все времени не хватает, но, надеюсь, я пока еще могу развиваться и во фрирайде, и в ньюскуле. Тем более, мне кажется, что зарубежные райдеры не делают такого четкого разграничения между дисциплинами. Многие ньюскулеры пытаются кататься в больших горах, снимаются в фильмах. При этом они не бросают фристайл, просто дополняют его фрирайдом.
Логично. Зачем все время ньюскулить, когда есть целина?
- Но целина тоже не всегда есть. Летом, например. Самое время для ньюскула. Но даже сейчас, когда у меня было 2 месяца замечательного фрирайда и очень хорошей целины, я периодически думала: «Сейчас бы какую-нибудь перилку!» Не то что бы я прямо все за нее отдала, но хочется разнообразия. И как раз многогранность лыжного спорта дает возможность разнообразить свое катание. Единственное, что никогда не буду пробовать, это спидфлайинг. Боюсь высоты. Даже с парашютом никогда не прыгала. Хотя смотрится спидфлайинг замечательно. И снимает многие преграды. Уже ничего не страшно: 20 м скала - перелетишь.
Но все же это довольно опасный вариант катания. Много народу травмируется. Можно, кстати, затронуть вопрос о травмах, коль уж начали об этом.
- У меня не было травм, и я этим горжусь. Наверно, временами я очень осторожна. За все время катания, что на лыжах, что на доске - не получила ни одной серьезной травмы. Тьфу-тьфу-тьфу.
Что является залогом этого?
- Осторожность. Может, везучесть. Я никогда не делаю чего-то, в чем я не уверена.
А ты тренируешь связки, сухожилия перед сезоном? Растягиваешься?
- Безусловно, перед сезоном стараюсь тренироваться. Не могу сказать, что знаю волшебный набор из 5 упражнений, за счет которых колени станут замечательными. Такого нет. Я бегаю. Люблю велосипед. Не так давно начала заниматься йогой. Очень нравится. Я вообще люблю физическую активность. Во многих вариантах. Когда нет лыж, я стараюсь заняться чем-нибудь еще. В футбол вот играла пару лет. Очень помогает для поддержания формы. Но опасно, все-таки контактная игра. На футболе-то я и получила единственную травму - перелом мизинца. Что помешало мне нормально провести осень. Конечно, может, и надо озаботиться какими-нибудь специальными упражнениями. Но пока я просто стараюсь много двигаться. Я живу рядом с Филевским парком. Из дома вышел - пробежечка на час. Я, вообще, Москву не очень люблю, но мой район зеленый, тихий. Там я еще могу существовать. В последние несколько лет город меняется в худшую сторону, и мне уже тяжело здесь находиться. Даже в те редкие минуты между поездками, что я бываю тут. Стараюсь побыстрее снова куда-нибудь уехать.
Каких успехов удалось добиться в горных лыжах?
- Поскольку катаюсь я недавно, достижений не очень много. В прошлом году в первый раз участвовала во фрирайд-соревнованиях. На Elbrus Open. Не очень удачно. В этом году ездила на Dombai Open и Red Bull Powder Kick в Болгарию. Оба раза заняла 2-е место. На Домбае по оценкам была ближе к 3-й строчке, в Болгарии - к 1-й. Надеюсь, что в следующих соревнованиях выступлю хорошо. Хотя, как я уже говорила, соревноваться не очень люблю. Это всегда фрустрирующая ситуация для меня. Очень волнуюсь. Не понятно почему. Я не боюсь упасть, например. Но просто это не мой формат. Я, скорее, вынуждена участвовать в соревнованиях. Сами по себе они меня не очень прельщают. Лучше просто покататься, посниматься. Вот снимать фильм мне очень нравится. Это занятие, которое меня вдохновляет. А соревнования - это необходимость, к которой я пытаюсь привыкнуть и настроить себя на то, чтобы ехать так, как умею. Пока получается, что на соревнованиях еду сильно хуже, чем при обычном катании. Что касается фристайла, то я участвовала в соревнованиях в рамках прошлогоднего лагеря Vans в Кировске. Заняла 2-е место. Не думала, что так удачно выступлю. Во время летнего лагеря на Эльбрусе участвовала в мужских состязаниях. Ребят было 13, я - одна, но стала 7-й. Немножко горжусь этим! Что будет дальше - не знаю. Сложно согласовать календарь. Мало райдеров, кто занимается и фрирайдом, и ньюскулом. Поэтому организаторы фристайлических мероприятий не смотрят на расписание стартов по фрирайду. Недавно вот были состязания по ньюскулу, но я их пропустила, потому что была в Болгарии. Но надеюсь, что будут какие-нибудь соревнования в ближайших лагерях.
A Freeride World Tour тебя как-то возбуждает?
- Очень! (смеется) Это моя мечта (следующая после профайла в «Вертмире») - поучаствовать в FWT. В этом году в Поляне я впервые увидела эти соревнования в живую. И была восхищена. Это грандиозное событие. Конечно, я мечтаю, что когда-нибудь буду в этой тусовке. Но у меня пока мало опыта. Нужно больше опыта именно участия в соревнованиях, нужно больше опыта во фрирайде, чтобы читать рельеф, лучше выбирать маршрут, понимать, на что обращают внимание судьи. Поэтому я решила, что в этом сезоне не буду пытаться участвовать в туре. Есть вероятность, что в следующем году в России пройдет этап квалификационного тура. Если он состоится, то в нем участвовать буду. В основную сетку FWT пробиться очень трудно. Во-первых, нужно много денег, чтобы ездить на все этапы квалификации - а чем в большем количестве этапов ты поучаствуешь, тем выше твои шансы. А так как очки, заработанные в квалификационных этапах, идут и в зачет основного тура, райдерам, напрямую попадающим в FWT, тоже выгодно выступать в квалификации. И конкуренция огромная. Но в следующем году очень надеюсь хотя бы в одном этапе поучаствовать. Мой любимый анекдот про футбол: «Спонсор сборной России по футболу - «Балтика «О». Надо трезво оценивать свои силы». Так и я - трезво оцениваю свои шансы. Пока они невелики. Участвовать просто для галочки не хочется. Хочется участвовать с какими-нибудь надеждами на успех. А девушки в туре катаются очень круто.
В этом году подобрался очень сильный состав.
- Я была поражена: девочки едут как мальчики. Несколько участниц очень впечатлили агрессивностью, скоростью, устойчивостью.
Кто именно?
- Джессика МакМиллан. Вообще, по именам я плохо помню. По костюмчикам только. Джессика приехала за несколько дней до стартов. С командой из 5 человек. 4 парня и она. И все дни перед соревнованиями, что они раскатывались, Джессика ехала впереди, и мальчики пытались за ней успеть. Умения ехать первой мне тоже не хватает. Я хорошо катаюсь, когда не сама выбираю маршрут, а еду за кем-то. Ну, это нехватка опыта. Вопрос времени и наката в горах. Поэтому начинать надо с малого. Вот в Болгарию съездила на международные состязания. Это, конечно, не FWT. Но все же можно сравнить себя с иностранцами.
Если заняла 2-е место, значит, неплохо получилось.
- Ну, уровень участниц сравним с российскими стартами.
А из мужиков в Поляне тебя кто-нибудь впечатлили?
- Так получилось, что вне соревнований мы много катались с Дрю Табке. Он меня очень поразил своим катанием. Даже один проезд за таким мастером очень много дает тебе, как райдеру. А так, чтобы выделить кого-то одного в состязаниях, - такого нет. Но уровень очень серьезный. Конечно, я больше внимания обращала на проезды девушек. Пыталась сравнивать с нашими девчонками. Пока из наших райдеров лишь единицы участвовали в FWT. Наверно, это реально отражает наш уровень. Конечно, мешает отсутствие серьезного финансирования. Но не это главное. Может, играет роль то, что нет внятных перспектив. Не ясно, куда двигаться. А какие перспективы? Вот есть молодой райдер. Ему кажется, что он хорошо катается. И куда ему двигаться? Непонятно. Институт спонсорства у нас не развит, добиться поддержки сложно. Спонсорство, конечно, не цель, но оно может помочь в достижении целей. Бывает, его получают не лучшие райдеры, а самые, так сказать, представительные. Те, кто умеют себя должным образом показать. При этом не факт, что они представляют собой что-то серьезное с точки зрения катания. Соревнования в России проходят нерегулярно, и их не много. FWT слишком далеко, чтобы простой российский райдер мог всерьез о нем задумываться. Вот и нет мотивации, потому что непонятно, к чему стремиться. Плюс на западе каждый райдер ощущает уверенность в завтрашнем дне. Он выступает в соревнованиях, да, он может убраться в любой момент, но у него нормальная страховка, у него есть уверенность, что в случае чего его попытаются поставить на ноги, что после завершения карьеры он сможет работать инструктором или гидом - а это почетная работа. Не думаю, что наши райдеры уверены в завтрашнем дне. Я, по крайней мере, не знаю, что со мной будет через 5-10-15 лет. Да и система обучения, детский спорт у них лучше поставлены. И людей там больше катается, что тоже влияет на ситуацию в целом. Средний уровень выше. В Поляну приезжали лучшие из лучших, но тот эшелон райдеров, кто идет за ними - очень силен. И многочислен.
Достаточно посмотреть, как катаются иностранные фотографы и операторы.
- Да любого из них на наши соревнования... Они очень круто катаются.
Кого из наших девушек-райдеров можешь выделить?
- Не знаю. Есть девушки, которые хорошо катаются. Но я бы лучше каталась с западными. Если бы мне предоставили возможность выбирать. Или с нашими ребятами. Мне очень понравилось кататься с молодыми домбайскими райдерами. Любой парень среднего уровня катается лучше тебя, поэтому с ним интересно. Я очень рада и по-доброму завидую Веронике Сорокиной, что у нее есть возможность весь сезон кататься с западными райдерами. Уверена, для нее это будет серьезный толчок для повышения уровня. Катание с сильными райдерами - это неоценимый опыт.
А среди зарубежных лыжниц есть кто-нибудь, на кого хотелось бы походить?
- Не сотвори себе кумира. Вообще, мне бы хотелось, чтобы люди, смотря на меня, думали, что едет мальчик. В принципе, мне нравится Мишель Паркер. Хотя она не самая известная лыжница, но ее катание мне импонирует. Сложно объяснить, почему. Вопрос стиля - тонкий вопрос. Есть видео, в котором Сет Мориссон катается в больших горах с Таннером Холлом. Хоть убей, я не замечаю разницы. Хотя первый - мега-фрирайдер, а последний - мега-фристайлер. Я не вижу принципиальной разницы в их проездах - они оба едут офигенно!
Что еще, кроме горных лыж, нравится? Лыжи, как я понимаю, занимают первое место. А дальше?
- Да, безусловно занимают первое место. И единственное. Лыжам посвящено очень много времени. А то время, которое им не посвящено, все равно как-то косвенно с ними связано: я либо билеты покупаю, либо визы оформляю, либо тренируюсь, либо вот интервью даю.
Как и любому человеку, мне нравится поваляться на диване с хорошей книжкой. Недавно Анну Каренину начала читать. В школе чаша сия меня миновала, и это хорошо, потому что я уверена, что тогда не стала бы читать эту книгу так, как читаю сейчас. Сейчас читаю с удовольствием. Когда я в офисе работала, чего-то не хватало, чтобы вот так сесть и почитать. Наверно, жизнь была слишком насыщенной и нервной. А сейчас все спокойней, и очень приятно посидеть с книгой. А телевизор категорически не люблю.
А музыку?
- Спокойно отношусь. Есть определенный набор любимых композиций. Но они любимы не потому, что сами по себе хороши, а потому, что связаны с какими-то определенными воспоминаниями, периодами жизни, ситуациями. Что-то новое появляется достаточно редко. Я не меломан.
Какими ты видишь ближайшие 3 года своей горнолыжной карьеры?
- Я так далеко не заглядываю. Могу о планах на 3 месяца рассказать. Рано строить планы на следующий сезон, этот еще не завершился. Хочется хорошо выступить на Elbrus Open, хочется хорошо покататься и снять качественное видео во Франции, куда мы поедем, очень хочется, чтобы профайл в «Вертмире» получился красивым (смеется), хочется освоить несколько новых трюков в парках. Планы на следующий сезон буду строить по результатам этого. Он до осени четко распланирован. После летнего лагеря я хочу поехать во Францию в парки, а потом мы с друзьями пойдем в поход вокруг пика Ленина - хотим полюбоваться на высокие горы.
Очень сложно что-то планировать, потому что мир наш нестабилен. Лучше ничего не загадывать, а смотреть уже ближе к делу. Люди, которые пытаются распланировать жизнь на несколько лет вперед, временами бывают разочарованы.
Удачно тебе завершить сезон!
- Спасибо! И спасибо моим спонсорам - Haiti и Amplid. Хочу передать приветы всем людям, с которыми мне довелось покататься в этом году! Это было замечательно!
И тебе ничего не мешает стать счастливым!
Интервью с Анной Ханкевич, российской профессиональной горнолыжницей-фрирайдером и гидом.
Анна Ханкевич — биография
- На лыжах с 6 лет
- За плечами горнолыжная секция и
- Диплом психолога МГУ
- Работала инструктором по сноуборду и
- Занималась альпинизмом (взошла на Пик Ленина — 7134 м и другие вершины)
- Сегодня — гид по горным лыжам и профессиональная спортсменка (горные лыжи) — спонсоры Спортмастер, Volkl, Columbia, Marker
- Участница и победитель многих российских и международных соревнований, в том числе FWQ :
1 место - Nendaz Freeride 2013
3 место - Chandolin 3* 2013
1 место – Eldorado 4* 2012, 2013
4 место – Hochfugen 4* 2012, 2013
1 место – Sheregirls 2* 2011, 2012
1 место - Freeride Kanin Battle 2* 2011,
4 место – Nendaz Freeride 4*2011
1 место – Mistic Experience 2* 2010
Перед тем, как мы начнем разговор с Аней, посмотрите это видео. Тогда вам будет намного легче понимать, о чем дальше пойдет речь:
Интервью с Анной Ханкевич
Фотографий в самом тексте немного — чтобы мы не отвлекались от серьезного разговора, но, в конце статьи, вас ждет подборка классных фотографий из жизни спортсменки.
Как и когда ты встала на горные лыжи?
Мама, папа и я — горнолыжная семья! И еще бабушка. Поэтому выбора у меня, особенно, не было. Мне было лет шесть, когда меня обули в горнолыжные ботинки, а бабушка стала моим первым инструктором.
Как только мы переехали в Крылатское (холмистый район Москвы с подъемниками), меня тут же определили в горнолыжную школу.
Когда ты поняла, что горные лыжи — это твое?
Я до девятого класса ходила на тренировки и спокойно относилась к лыжам. Кататься мне нравилось, но они меня не волновали, страсти не было. Я посещала спортивную школу просто потому, что так надо было.
По правде говоря, к девятому я катание вообще забросила — надо было заканчивать школу и поступать в университет, все силы были брошены на учебу. И только на втором курсе я вспомнила про горы, и встала… на сноуборд.
Вот тогда-то меня и зацепило серьезно. И произошло это именно на сноуборде — так непередаваемо было бороздить пушистый снег на широкой доске!
И в своих первых российских соревнованиях по фрирайду я участвовала на сноуборде, два года подряд. Только потом я обратила внимание на лыжи.
Почему?
Горнолыжная индустрия пробудилась от спячки и выдала своим поклонникам несколько долгожданных подарков — толстолыжи (широкие лыжи для катания вне трасс) и технологию рокер (помогает лыжам не тонуть в глубоком снегу).
Что такое фрирайд, ведь тебя интересовало это направление, а не катание по трассам?
Верно. По поводу фрирайда: те, кто думает, что фрирайд — это вечное катание по пояс в глубокой целине, пусть посмотрит на YouTube соревнования по фрирайду, например, FreerideWorldTour. Мы-то знаем, что на таких контестах почти никогда не бывает идеального пушистого снега. Вместо него, часто, жесткий или задутый снег, иногда корка, в общем, всякая гадость.
Лично для меня фрирайд — это когда мы с друзьями покидаем трассы. Как только ты вышел за флажки волчатника, остальное — все фрирайд. Можно ползти пешком в гору или уезжать траверсом от подъемника, можно лететь вертолетом или идти ски-туром. Все это фрирайд.
Это и разнообразный рельеф — лес, поля, кулуары. И непредсказуемое состояние снега. Его даже может быть много, но он сырой и тяжелый, и тогда фрирайд будет непростой.
Все это фрирайд, во всем своем многообразии. Поэтому я люблю его.
Нужен ли инструктор для будущего фрирайдера, когда он только встает на лыжи?
Есть примеры, когда люди здорово начинали кататься вне трасс без формального обучения у инструктора или в школе. Я знаю несколько таких примеров, самый яркий из них — Иван Малахов, вы все его знаете. Он никогда, насколько мне известно, не брал уроки, а вместо этого, бесконечно катался вне трасс сам. И, как видите, достиг больших успехов.
Но Иван, скорее, исключение из правил. На мой взгляд, начальное становление техники на трассе под присмотром грамотного инструктора серьезно облегчит дорогу во фрирайд. Его техника будет более точная, более красивая. При таком подходе люди быстрее прогрессируют. При переходе во фрирайд, им остается только адаптировать существующие уже навыки под новые условия катания на диком рельефе, то есть провести тонкую настройку.
Даже если у вас есть талант к лыжам, и вы сможете обойтись без инструктора, путь во фрирайд все равно можно сократить с помощью обучения. Лучше с первых дней развивать свой талант под присмотром инструктора, чем в одиночку нащупывать тропинку в лыжи. Короче, хороший инструктор нужен всегда.
Когда случился переломный момент и ты решила сделать горные лыжи своей профессией?
Сначала с решила связать свою жизнь с горами и сноубордом, а не лыжами. Мысли сбежать из города в горы начали беспокоить меня, когда я еще каталась на сноуборде. И еще, помимо катания, я мечтала много и повсюду путешествовать.
Помню, перебирала в голове разные варианты реализации задуманного, и самым реальным из них был — стать инструктором.
Выучившись на него и поступив на работу в школу сноуборда и горных лыж snowpro.ru, я начала больше путешествовать, что и требовалось доказать. И я начала зарабатывать деньги моим любимым занятием. Так начался мой путь в горы.
Именно возможность зарабатывать, катаясь в горах, дала мне возможность оставить офис. (Надо же, ведь когда-то я работала в офисе!)
А проработав несколько лет инструктором на сноуборде, путешествуя по миру, я начала приходить к тому, что мне хочется чего-то нового и другого. Этим новым и стал переход на лыжи, о котором я уже говорила.
Тогда же я решила, что найду спонсорскую поддержку, чего бы это ни стоило. У меня получилось, я очень рада и благодарна этому, ведь эта помощь дала мне возможность кататься по всему миру и заниматься любимым делом совершенно свободно. В этот период я просто путешествовала и каталась, и почти не беспокоилась, где мне брать средства на жизнь. Моя мечта сбылась!
От чего привычного пришлось отказаться, в связи с переездом в горы? Ведь многие боятся сделать такой шаг в страхе потерять высокую зарплату и другие радости, которые дает работа в офисе.
Лишения действительно были. И самое страшное — это потеря ощущения покоя и стабильности, которые давала жизнь в городе.
А в горах, на тот момент, меня ждала неопределенность. Когда ты не знаешь, когда и сколько денег получишь, и как проживешь следующие несколько месяцев, это достаточно сложно. Особенно, на начальном этапе.
Вот эта неуверенность и непредсказуемость и пугает многих. Но то, что стоит за этими страхами, для меня имеет намного большую ценность. Это свобода делать то, что хочешь, распоряжаться своим временем. Для кого-то пара недель в году в горах достаточно, но только не для меня. Мне надо намного больше, поэтому я готова была рискнуть.
Однако, если вы решите связать свою жизнь с горами, это надо сделать по-взрослому, продуманно. Сначала подготовить почву, а только потом написать заявление об увольнении.
Я так и поступила. Я прошла школу инструкторов и немного поработала. Поняла, что могу этим зарабатывать какие-то деньги, и мне их хватит на пусть и спартанскую жизнь. И только после этого я ушла.
При таком серьезном повороте в жизни, важным является поддержка в твоих настоящих друзей и близких. Моим родителям было непросто согласиться с моим неожиданным решением. Когда я объявила, что я не хочу жить обычной городской жизнью, что мне нужны горы и я хочу путешествовать, они меня не поняли. На какие средства я собираюсь жить?
Кстати, я сама до конца не понимала, что меня ждет впереди, и ничего вразумительного им тогда не сказала, чтобы их успокоить. Но у меня была решимость.
Состоялся серьезный разговор с папой, а он в прошлом — альпинист. Я ему сказала, что хочу также, как он, связать жизнь с горами. Папа ответил, что для него, в те времена, все было проще, ведь спорт финансировался государством в советское время. На что я ему ответила, что я тоже найду тех, кто будет меня спонсировать, а на первое время буду работать инструктором. В итоге, родители меня поддержали и это было облегчением.
Сегодня, спустя время, я могу сказать, что каждый может заниматься любимым делом и зарабатывать прилично на жизнь. Надо только сильно захотеть, все продумать и начать действовать. Без последнего все ваши планы останутся только в планами.
Ты верила в себя тогда?
У меня была другая уверенность: если не получится так, как я задумала, то смогу найти силы пойти другим путем, пусть и с самого начала. Я знала, что если что-то пойдет вкривь, я переживу, это меня не разрушит.
Когда ты стала профессиональным спортсменом-фрирайдером?
Пришел день и захотела попробовать себя в спорте. В детстве я участвовала в различных соревнованиях, но больших побед не добивалась. Я помню, как детский тренер пытался вызвать во мне спортивную злость, но у него ничего не выходило, ведь я не сильно горела лыжами. А тут я прямо почувствовала ее прилив в себе, в больших размерах.
Я ушла в профессиональный спорт, когда мне было 28 лет, что по горнолыжным меркам очень поздно. Многие начинают на 10 лет раньше, а то и больше. Но верой в себя и упорством я быстро набирала нужную форму. И пришла в такую кондицию, что готова была обращаться к спонсорам. Все тот же Иван Малахов рассказал, как правильно это сделать. Спасибо ему за это.
Было это так. На ежегодной горнолыжной выставке “Лыжный Салон” в Москве я рассказала о себе и договорилась о первой помощи — меня согласились обеспечить бесплатным снаряжением. А через два года мы подписали уже серьезный контракт со Спортмастером, и с тех пор они оказывают мне внушительную финансовую поддержку.
Заезд Анны Ханкевич на соревнованиях Freeride World Tour в Nendaz:
Сколько надо кататься/тренироваться, чтобы стать профессиональным спортсменом?
Тут все индивидуально. Играют роль и таланты и упорство. И то, что в тебя заложили с детства родители. В моем случае спортивная школа дала отличную базу для дальнейшего карьерного (горнолыжного) роста — я отлично чувствовала лыжи. Позже, мне оставалась только подогнать технику под владение новым типом лыж и условиям катания вне трасс. Благодаря навыкам, полученным в детстве, у меня это произошло очень быстро.
Есть ли у тебя талант к горным лыжам?
Нет, я знаю себя и таланта к горным лыжам у меня нет. Зато знаю, что есть упорство — если я задаюсь какой-то целью, то часто ее добиваюсь.
Кто твои спонсоры сегодня и чем они тебе помогают?
Спортмастер. Они помогают несколькими брендами: Columbia — одежда; Volkl — горные лыжи; Marker — крепления; Uvex — оптика (маски, очки). И конечно, я получаю реальные деньги. Еще они мне очень доверяют — я сама выбираю куда ехать, в каких мероприятиях участвовать и чем заниматься.
Правильно будет сказать, что ты прорайдер номер 1 среди девушек в России?
Не знаю, первая или нет, но точно знаю, что среди лыжниц у меня самые лучшие условия контракта.
Есть ли какая-то дискриминация по отношению к девушкам, если сравнивать с мужчинами?
Никакого ущемления своих прав я не чувствую. Спонсоры понимают, что у мужчин и женщин разные пределы возможностей, и нас никто не заставляет делать такие трюки, которые мужчины делают на пределе. Просто, мы более аккуратны в катании.
У женщин своя шкала, по которой оценивается класс райдера.
Кстати, не всегда спонсоры оценивают качество катания. Некоторые смотрят на внешние данные и количество поклонников и лайков в инстаграме. И красивая девушка, с очень средними показателями в катании, иногда может получить интересный контракт. Вот как бывает.
Фрирайд — это опасно для здоровья? Я не профессионал, но пара травм есть в арсенале, связанных с фрирайдом.
Фрирайд, на мой взгляд, не опасней футбола. Если здраво подходить к катанию, то со здоровьем все должно быть в норме. Я давно во фрирайде и за это время только однажды сломала пястную кость. Это настолько незначительная травма, что никак не повлияла на распорядок моей жизни тогда.
Не может быть! Я ожидал длинный список ранений, гармонично дополняющий твой образ прорайдера. Очень удивлен. А как же быть со всеми этими травмами, о которых я постоянно слышу и вижу у именитых зарубежных спортсменов?
На Западе среди мужчин большая конкуренция и им приходится часто рисковать, но и они стараются быть осторожными. Потому что серьезная травма может выбить тебя из игры на один-два года, а может и навсегда. Всякое случается, но чтобы райдеры повально лежали в больницах с многочисленными травами — такого нет.
Попадала ли ты в лавины?
И опять тебя разочарую — нет! Чтобы вот так глубоко под лавину — не было. Стараюсь быть осторожной. Когда я чувствую, что снег подо мной может “поехать”, я сразу прикидываю, какие меры предосторожности принять.
Но люди в лавинах гибнут каждый год. И в менее, казалось бы, опасных ситуациях. Недавно в Шерегеше, с его нулевой лавинной опасностью, задохнулся человек, упав в “карман” под елку.
Это типичная ситуация, о таких надо знать. Люди падают в карман вниз головой, и там кричи-не кричи, никто тебя не услышит даже в метре. Снег глушит любые звуки. Упавший начинает барахтаться и еще больше застревает, потому что снег осыпается. В результате, человек задыхается. На YouTube есть примеры, когда друзья чудом спасали людей в таких ситуаций.
Надо учить и применять правила техники безопасности при катании вне трасс, и не рисковать зря. Например, ни в коем случае не кататься одному вне трасс, пока нет опыта.
Есть высказывание “No friends on a powder day (в день паудера лучше без друзей), ты согласна с этим?
В паудер дей лучше с правильным друзьями, я бы так сказала, потому что время в дружной компании хорошо катающихся людей — не с чем не сравнимое удовольствие. Это и веселье, и взаимопонимание, и кайф. Если же друзья еле-еле стоят на лыжах, то это мучение, и я ухожу кататься одна. А что делать.
Твой вклад в развитие горных лыж, фрирайда?
Не так много получается сделать. Работа занимает много времени — съемки, переезды. Регулярно отчитываюсь о работе спонсорам — почти ежедневная работа. Если говорить про какую-то конкретную пользу, то я пишу про технику и тактику ски-тура. Это сегодня новое направление в нашей стране и о нем мало информации. Сейчас я пишу на своем сайте —
annakhankevich.com , а раньше я вела блог на ski.ru, там тоже есть полезная информация.Еще я участвовала в проекте riders . Это приложение, где размещено огромное количество горнолыжных и сноубордических трюков. Мы наполняли раздел о фрирайде.
Как найти спонсоров?
К спонсорам лучше идти с конкретным планом, в котором излагается то, как ты можешь помочь в раскрутке бренда. Я пришла к своим спонсорам с результатами соревнований и съемками в фильме, кажется Ажиотаж, который снимала студия Action Brothers. На тот момент у меня уже были публикации — на risk.ru интервью, было портфолио с хорошими фотографиями.
В чем конкретно заключается работа со спонсорами. Что они от тебя хотят, когда выходят на тебя?
Сами они не будут выходить! Райдеру надо самому выходить на спонсоров.
Дальше, если вы заинтересуете спонсора, вы обсуждаете план действий с учетом их политики продвижения. Для Спортмастера я пишу отчеты о посещениях интересных мест во время катания. Стараюсь попасть в печатную прессу, хотя она и не так широко представлена в горных лыжах, а также делать видео ролики. До последнего времени активно участвовала в соревнованиях, что позволяло мне хорошо светить своими спонсорами на публике. Регулярно транслирую информацию через соцсети: фейсбук, инстраграм, в контакте.
Как читателям стать прорайдерами?
Сегодня, думаю, стать прорайдером несложно. Конкуренция не такая сильная, как на Западе. Надо просто много тренироваться и верить, что у тебя-то точно все получиться. Делая это, вы обязательно станете интересным объектом для спонсоров.
Главное, не терять веру в себя и знать, что самое интересное еще впереди. До встречи в горах.
Фотографии из архива Анны Ханкевич
Аня Ханкевич еще не освоила нашу систему публикации. Так что пока побуду ее "связным" с пользователями сайт:)))
Мистический опыт или как я выиграла Nissan Mistic Xperience 2010
Анна ХанкевичПролог
После победного участия в Snowweek в конце января я запланировала поездку в Европу для участия в FWQT. Благодаря моим спонсорам – Halti, я имею не только качественную одежду, но еще и Шенгенскую мультивизу на 90 дней, и с ней путешествие по Европе стало гораздо более реальным. У меня не было зарезервировано никаких гостиниц, не было никаких идей по передвижению от одних соревнований до других… Были только билеты на самолет и двое друзей – Миша Крутянский и Андрей Арсеев, которые к тому времени уже месяц скитались по Европе на своей машине.
FWQT – Freeride World Qualify Tour – серия соревнований по фрирайду, которые проходят по всему миру, и результаты которых суммируются в конце сезона в общий рейтинг. Согласно этому рейтингу лишь несколько райдеров проходят в основной тур FWT. В феврале в календаре соревнований FWQT было семь стартов. Отбрасывая соревнования в Америке и трехзвездочные контесты (на которые бы меня просто не взяли из-за отсутствия рейтинга), я заявилась на три соревнования – Freeride de Flaine во Франции, Stimorol Engadinsnow в Швейцарии и Nissan Mystic Xperience в Италии.
Перерыв между двумя последними был больше недели. Переехав из Швейцарии в Италию, в регион Montеrosa, мы не без проблем (были детские каникулы и всё было занято) устроились в милом дешевом кемпинге в Gressoney Saint Jeant с одной двухспальной кроватью на троих -)
В процессе катания все время высматривали возможные места для проведения соревнований. Но в зоне катания Monterosa этой зимой очень мало снега. Весь разрекламированый freeride paradise представлял собой могул с камнями, даже на маршрутах, требующих спуска по веревке… Мы все же нашли одну интересную на наш взгляд стенку и потренировались на ней. Но выбор трассы стартов нас немало удивил…
Действие первое – Регистрация
Несколько хвалебных слов в адрес организаторов соревнований. Заполнив регистрационную форму на сайте, я получила ответ, что являюсь участником соревнований, хотя на тот момент не имела никаких FWT очков. Также без проблем зарегистрировались Миша и Андрей. Последовала небольшая переписка с вопросом о страховке (я просто выслала номер полиса обязательного медицинского страхования), а также с просьбой оплатить стартовый взнос заранее. Просьбу эту в силу своего раздолбайства и отсутствия банковского европейского счета я выполнить не смогла, но организаторы пошли мне навстречу и разрешили оплатить непосредственно перед соревнованиями.
Стартовый взнос немаленький – 50 евро. Но! За эти деньги ты получаешь:
- прекрасную четкую организацию
- Скипасс на два дня на всю зону катания (а это уже 70 евро)
- ланч на два дня и/или красивый номер в подарок
- мешок с сувенирами от спонсоров.
На старты было запланировано 3 дня – квалификация, финал и запасной день на случай плохой погоды. За несколько дней до заездов приходит вежливое письмо, правда на итальянском, что в связи с плохим прогнозом погоды заезды переносятся на день позже.
19-го февраля вечером в маленьком баре проходит riders meeting. С радостью встречаем Веронику Сорокину, которая приехала из Chamonix.
Огромный плюс Mystic Xperience - в квалификации участвуют абсолютно все, вне зависимости от рейтинга и прошлых заслуг. В финал пройдут 19 лыжников из полусотни, и 5 лыжниц из 13. Шансы конечно выше, чем в Engadin, но...
Оглядываю соперниц. Hanna Fisher – призер во Flaine – крупный специалист по очень крупным дропам, Olivia Benoit - призер в Engadin – мастер по выбору очень сложных линий, пара норвежек…
Вытягиваем стартовые номера – я ровно сотая. Порядок старта в квалификации – сначала лыжники, потом лыжницы. Показывают фотографию стенки – я ничего не вижу в толпе высоких плечистых райдеров-) и организаторы мне высылают на почту фото трассы… Вечером рассматриваем трассу – и очень удивляемся. Мы неоднократно проезжали мимо этой россыпи камней на скалах, думая – вот сюда бы метр снега – и было бы зачетно! В последний снегопад за день до стартов конечно выпало, но жалкие см 15-20.
Утром долго стоим с биноклем и фотоаппаратом. У меня линия находится без проблем. Сверху поле со снегом – единственный нормальный заезд на всей трассе, пару небольших дропчиков с камней по ходу, и затем планирую впрыгнуть в кулуар в нижней гряде скал. Но уже второй проезд разрушил мои планы – лыжник делает дугу на снежной полке перед местом моего отрыва и обнажает россыпь камней. Скрестись среди камней– не вариант! Я в панике! Срочно ищу замену линии – ладно, просто проеду этот небольшой кулуар по прямой, а прыгну с камня ниже выхода из кулуара… Так и произошло. В ходе заезда я выдержала линию, не останавливалась и нигде не заблудилась (хоть это было не просто – сверху не видно ничего).
Итог квалификации - первая Hanna c мега-дропом, с пролетом не меньше, чем у Миши, вторая – француженка c даблдропом в конце, которому предшествовали долгие раздумья со спуском лесенкой. Вот и верь после этого заявлениям судей, что главное – флюидность движения… Вероника проехала ту линию, которую я планировала изначально - она четвертая. Я пятая. Но главное – я прошла в финал!
На вечерней сходке вытягиваем стартовые номера на финальный заезд. Вероника стартует первая среди лыжниц, я – пятая и последняя. Мише повезло – он должен ехать первый среди лыжников. Как выяснилось позднее, организаторы всё перепутали и Миша ехал 17-ым.
Финальную стенку показывают на фото, но не понятно, где старт и где финиш. Судьи несколько раз повторяют, что прогноз погоды не очень хороший, и с вероятностью 50% финал не состоится. Тогда в рейтинг пойдут результаты квалификации. Мише это на руку – он пока шестой, и вечером я слышу от него – «хоть бы не было финала!» Но у меня иная ситуация – я пятая из пяти финалисток, и вне зависимости от проезда ниже не опущусь-) А вот подняться - есть шанс, но для этого надо рисковать. С настроением нереально зажечь в финале я засыпаю…
Действие второе – финал
Но утро разрушает мои мечты. Всю ночь дул сильный ветер и состояние снега на трассе просто отвратительное. С одной стороны все сдуто до льда с камнями, с другой – очень мерзкая ветровая корка, а для разнообразия есть еще парочка сошедших и застывших лавин… Конечно, мои Amplid Teddy Barely Legal очень хороши на расколбасе, но на корке удачнее бы был выбор Amplid Cholesterone с рокером…
При таких снежных условиях рисковать совсем не хочется, доехать бы живой и невредимой до финишных ворот. Выбираю самую спокойную линию в правой части склона с небольшим кулуаром в верхней части и парочкой дропов в нижней. До стартовых ворот надо идти пешком вдоль трассы минут сорок, и моя линия идет параллельно тропе. Во время подъема понимаю, что весь спуск по корке, и что заход на мои дропы не виден из-за большого плоского поля перед ними. Заключительный сюрприз – стартовые ворота расположены таким образом, что на мою линию надо заходить продолжительным траверсом. Я снова в панике… Я всегда старалась выбирать максимально спрямленные траектории без траверсов и переездов поперек склона. Вероника меняет линию и едет по центральной части, но я не могу туда ехать – плохо помню ту часть склона, и даже фото мне не поможет. Ладно, будь что будет, поеду, как и задумывала.
Спрашиваю разрешения у судьи стартовать правее, и ухожу ближе к моей линии. Отсюда стартуют лишь девочки-сноубордистки – самая слабая категория в соревнованиях. Понимаю, что по основному критерию – выбор линии – я проигрываю своим соперницам. Лишь норвежка стартует с той же точки, что и я. У меня есть только одно преимущество – я ведь еду последняя среди лыжниц. Вероника проехала по центру, несколько раз прыгнула, но останавливалась перед прыжками. Hanna отлично проехала верхнюю часть, прыгнув даблдроп. Но потом долго стояла в каменистом кулуаре в нижнем поясе скал. Норвежка едет линию, близкую к моей, очень быстро, но без прыжков. Четвертая - Olivia - стартует и скрывается за перегибом в зоне сплошных скал, если я правильно помню трассу. Я следующая…
Пытаюсь настроиться… Но тут заминка. Француженка никак не выйдет к финишу. Через несколько минут к месту, куда она скрылась, подлетает вертолет и зависает на несколько минут. Я в полном неведении – ведь я стою в стороне от основного старта и не могу ничего слышать. Через 5 минут томительного ожидания расстегиваю клипсы на ботинках, затекли ноги. Через 10 минут, по пятому кругу настроившись и расстроившись, я уже ничего не хочу… наконец слышу «Anna, five seconds» Три, два, один.. Ну всё, вперед!
Как всегда во время заездов, воспоминания сохранись лишь отдельными отрывками – картинками. «Где же этот заезд в кулуар - блин, какой же он узкий – прыгаю из него на лавинный расколбас, лишь бы устоять! А вот и долгожданное поле, надеялась отдохнуть, но корка не дает расслабиться – как уже устали ноги… Заход на первый дроп – он слишком резкий, беру правее – приземлила, быстро левую дугу на второй дроп – побольше бы ходов – на приземе будет корка – устояла! Осталось лишь дотерпеть до финиша».
После финиша долго пытаюсь восстановить дыхание. Потом спрашиваю в рацию Андрея – Ну как?
«Ну…Нормально…Ты что, промахнулась мимо прыжков?»
По его тону понимаю – всё совсем плохо. Ну ладно, четвертое место (исключая травмированную француженку) – это тоже результат…
Начинаю решать, стоит ли дожидаться награждения, ведь мне надо срочно выезжать, завтра в восемь утра самолет из Женевы, а это по другую сторону Альп. Hanna помогает найти попутчиков-щвейцарцев, которые едут в Женеву после награждения. Кстати, объявление результатов происходит прямо на горе, через час после финиша последнего участника.
Happy End
«Объявляем результаты в категории ski women. 4-е место – Вероника Сорокина, 3-е – Anne May Slinning, 2-е – Hanna Fisher. В голове проносится шальная мысль – про меня забыли?!
And the winner is Anna Khankevich!» (у европейцев проблема с правильным произношением моей фамилии, получается Канкевич, первая буква Х им никак не дается-))
Степень моего удивления и радости невозможно описать словами. В эту победу я не могу поверить до сих пор…
Огромное спасибо моим спонсорам Amplid, Halti, интернет магазину Ampshop.ru
А также моим замечательным компаньонам по этой поездке Мише Крутянскому и Андрею Арсееву, без которых эта поездка не состоялась бы.
…Я училась не ради бумаг, а ради того, чтоб из «полупроводника» превратиться, если не в целого, то хотя бы в «три четверти проводника».
Анна Ханкевич - уникальный человек. С шести лет начала кататься на горных лыжах, став взрослой, получила диплом факультета психологии МГУ, в 2000 году увлеклась сноубордом, стала инструктором школы Snowpro, через десять лет вернулась на лыжи и в 2010 году уже выиграла несколько всероссийских соревнований по фрирайду.
Сегодня Анна - прорайдер Volkl, Marker, Uvex и Columbia, победитель нескольких мировых этапов серии FWQ, участник проекта Ride the Planet, инструктор по горным лыжам, с недавнего времени - сертифицированный гид международного класса. И при этом - открытый, доброжелательный человек, красавица с сияющими глазами.
Как она всё это успевает? Что нужно делать, чтобы достигать вершин во всём, за что бы ты ни брался? Мы смогли уговорить Анну выделить нам один вечер и ответить на не дающие нам покоя вопросы.
- Профайл Анны Ханкевич :
- Nendaz Freeride 2013-1 место;
Chandolin 3* 2013-3 место;
Eldorado 4* 2012, 2013-1 место;
Hochfugen 4* 2012, 2013-4 место;
Sheregirls 2* 2011, 2012-1 место;
Freeride Kanin Battle 2* 2011-1 место;
Nendaz Freeride 4*2011-4 место
Mystic Experience 2* 2010-1 место.
Аня, ты недавно получила международный сертификат канадской школы горных и лыжных гидов. Прими наши поздравления!
На самом деле, никакого сертификата ещё нет, нам формально объявили, что мы выдержали экзамены, но вручения самих бумаг пока не было! Потом, несмотря на то, что обучали нас канадцы, международность этого сертификата не то, чтобы под вопросом - но откладывается. Это связано с тем, что Российская ассоциация горных гидов должна сама целиком сдать экзамен, чтобы её признали международной. Она должна войти в Федерацию ассоциаций горных гидов, IFMGA (International Federation of Mountain Guides Associations). Для этого нужно соответствовать целой куче требований, многие из которых на данный момент невыполнимы. Например, обязательно профессия «Горный гид» должна быть занесена в Реестр профессий. А это государственный вопрос, нужно подавать заявку в Роскомтруда, исписать тонну бумаги и так далее. С нашей бюрократией это всё протянется очень долго. А ведь требования о внесении в реестр профессий - это только одно из требований! В общем, до момента, когда мой сертификат будет считаться международным, ещё пройдёт немало времени.
- То есть, в нашей стране профессии горного или лыжного гида формально вообще не существует?
Да, к сожалению. В Кыргызстане, например, профессия такая есть. Но там государство гораздо больше заинтересовано в развитии горного туризма и идёт навстречу во всём: обучает людей, предоставляет площадки для школ, принимает законы о поддержке горного туризма. Ассоциация горных гидов Кыргызстана пока тоже не получила международного признания, но это решится в декабре, они едут на конгресс Федерации, где и представят все документы о выполнении условий.
Разве Российская ассоциация горных гидов не хочет стать членом Федерации, получить международное признание?
Конечно, конечно, хочет, мы все очень в этом заинтересованы. И канадцы заинтересованы! Шаги в этом направлении делаются активно. Но, просто процесс это такой… неспешный. Дело идёт, но в нашей большой стране всё делается потихонечку.
Если честно - то меня бумажки волнуют в последнюю очередь. Я прошла обучение ради знаний и навыков от лучших преподавателей, и я многому научилась. Международные корочки - это вторично. У нас никто никогда не смотрит на корочки, бумажки, на данный момент - это так. Смотрят на реальную квалификацию гида. Я училась не ради бумаг, а ради того, чтоб из «полупроводника» превратиться, если не в целого, то хотя бы в «три четверти проводника»! И эти знания я получила в полном объёме! Очень благодарна канадским преподавателям, они дали максимум возможных знаний.
© Андрей Британишский
- Трудно ли было обучаться? Что было самым нелёгким в процессе учёбы?
Было очень интересно. Я, как и многие, начинала обучение с альпинистского модуля - в канадской программе есть специальный курс альпинисткой практики именно для лыжных гидов, включающий в себя работу с верёвками и так далее. Проходил он в Безенги несколько лет назад, и там было очень много неожиданного, нового для меня. Все мои альпинистские навыки, полученные до этого, были навыками советской школы, да и те успела подзабыть. А тут немного другое железо, немного другие узлы, плюс обучение на английском… было трудно. Но интересно!
Лавинный курс, который мы проходили, был тяжёл и умственно, и физически. Нужно было делать наблюдения за погодой два раза в день, первое наблюдение - в шесть утра. И вот ты, ещё сонный, по темноте, выползаешь на улицу… потом утреннее совещание, которое часто растягивалось на час. До завтрака, без чашки кофе, нужно сидеть и слушать про атмосферные фронты, окклюзии, ещё про что-то - вот это, помню, было тяжело. Всё затягивалось до позднего вечера, а потом, чтобы не отставать от других, нужно было посидеть, что-то почитать. Помню, что категорически не высыпалась на этом модуле. Плюс большой объём знаний, их нужно было усвоить.
А скитур - да, он был тяжёл физически, мы делали каждый день большие перепады километр-полтора, выходили в любую погоду: в снег, в туман. Но новых знаний для меня там было немного. Скитур для меня был проще: там надо было заранее много нахаживать, что-то делать, я была готова.
На экзамене была большая эмоциональная нагрузка, груз ответственности. Экзамен надо сдать без ошибок, не оплошать, показать себя с лучшей стороны. Плюс - на обычном экзамене тебе достаточно помучиться часа три, и всё. А тут семь или восемь дней, и всё это время ты находишься в напряжении! Но наши преподаватели большие молодцы - они всё это поняли. Помню, в первый же день - а день делили на три части, и в каждой части должен был лидировать новый человек - я лидировала на спуске. Хочу сказать, что даже в процессе сдачи экзаменов мы росли, постоянно был какой-то новый опыт, разбор полётов. Преподаватели не просто ставили галочки себе в блокноты, а говорили нам об ошибках, плюсах и минусах. Я на это совершенно не рассчитывала, думала, что нам надо будет просто показать себя, и всё. А мы даже на экзаменах приобрели новые знания! Так вот, я в первый день лидировала на спуске и, естественно, переживала. Канадец подошёл ко мне и сказал: «Аня, всё хорошо. Ты только выдохни - и не волнуйся!». И это сразу настроило на нормальный, рабочий лад, все остальные дни уже было попроще, мы старались провести обычный рабочий день. Я видела вокруг себя не преподавателей, не участников, а обычных ребят, клиентов. Тех, с кем я буду работать в будущем.
Но, что это я всё о сложностях? На самом деле, позитивных моментов было гораздо больше. Уже одно то, что в группу собрались сливки гидовского сообщества - ведь абсолютное большинство учеников было практикующими гидами - это уже огромный опыт. Ходить с ними, работать с ними было пользой и удовольствием. И канадцы постоянно повторяли, что им очень интересно работать с нами, обмениваться опытом со своими учениками. Мы получали опыт не только от преподавателей, но и от своих соучеников. Я счастлива, что прошла эту школу, что у меня получилось!
- Может ли в эту школу попасть горнолыжник-любитель? Что нужно сделать для того, чтобы поступить туда?
Знаешь, простой горнолыжник - наверное, нет. У них на сайте висит список требований к поступающим.
Я скажу, почему для обучения в России была выбрана именно канадская школа. В Канаде, в отличие от Европы, много диких гор, необустроенных, не тронутых цивилизацией. Поэтому они обращают особое внимание на опыт именно скитура! Понятно, что ты должен владеть на хорошем уровне лыжами или сноубордом, но при этом у тебя должна быть большая нахоженность на скитурных маршрутах. Не спортивный опыт, не практика прохождения слаломной трассы, а именно опыт практического скитура в разных регионах, опыт внетрассового катания и лыжных восхождений. Не все из нас, кстати, полностью соответствовали этим требованиям в начале обучения. Но к концу - мы все, конечно, доделали недостающее, и на момент сдачи экзаменов все необходимые маршруты были пройдены.
Есть ли разница между работой лыжного гида в России и в Европе и Америке? Существует какая-то национальная специфика?
Про Америку ничего не могу сказать, я там не была и не работала. А в Европе работа лыжного гида достаточно специфична. Дело в том, что Альпы - очень обжитые горы. Там, куда ни плюнь, стоит хижина. Везде есть сотовая связь, которой ты можешь воспользоваться, чтобы вызвать спасателей, и вертолёт у тебя будет через две минуты. Это, конечно, накладывает отпечаток и на работу гида.
Разница, скорее, есть не между европейским гидом и российским гидом. Разница есть между работой гида в Европе и в России. Если их гиды приезжают работать к нам, они принимают и учитывают нашу специфику. И мы, работая в Европе, понимаем и принимаем её особенности.
У нас горы дикие. Связь есть далеко не везде. Спасательные службы - тоже. И если что-то случится нужно рассчитывать больше на себя, чем на какие-то внешние источники. Маршруты наши тоже не всегда разведаны. Ты должен полагаться больше на себя, чем на опыт предыдущих групп. Зачастую проблемой является даже найти карты или хотя бы подробные описания горного региона. Если в Европе ты хочешь пройти Haute Route (десятидневный трек через Альпы, из Шамони в Церматт - прим. ред), то ты найдёшь девять - десять вариантов его описания, карты со всеми нюансами, на которой отмечены хижины для ночёвок. У нас же, если ты хочешь пройти довольно известный скитурный маршрут - в лучшем случае найдёшь одно-два любительских описания в интернете… Ты сам всё разведываешь, всё делаешь сам. Это интересно - но прибавляется ответственности.
- Есть ли специфика в работе с русским клиентами и иностранными?
Да, есть. Я не так много работала с иностранцами, и мне трудно их расписать подробно. Но это разная работа.
Итак, ты дипломированный лыжный гид. Что теперь? Твоя жизнь останется похожей на прежнюю или у тебя есть какой-то твёрдый план, который ты намерена воплощать в жизнь? Будешь ли продолжать спортивную карьеру?
Твёрдого плана нет, с планированием у меня, вообще, плохо. Но есть чёткое ощущение, что мне хочется смещать вектор с чисто спортивной деятельности в сторону деятельности гида. С одной стороны, это связано с моими результатами в спорте. Они росли-росли-росли, а потом, в какой-то момент достигли максимума. Ощущение, что они начнут спадать, поэтому, наверное, не буду больше участвовать в соревнованиях. Это не до конца принятое решение, но на данный момент, я чувствую так.
В освоении любой деятельности есть определённый цикл. Ты начинаешь что-то новое, оно захватывает тебя целиком, и ты хаваешь, хаваешь, потребляешь, стараешься прогрессировать в этой области, накапливаешь в себе опыт. И - когда накопил уже достаточно, хочется отдавать. Хочется делиться своими успехами, своим опытом и наработками с другими. Думаю, это в любой области так. У меня так было со сноубордингом. Сначала я училась-училась, каталась-каталась, а потом почувствовала, что мне хочется учить других! И стала инструктором.
Примерно то же самое сейчас идёт в лыжах. Последние лет семь я вкладывала много сил в то, чтобы расти самой на лыжах, мне это было важно, нужно, интересно. И вот сейчас всё чаще чувствую, что мне хочется делиться. Недостаточно просто выкладывать фотку с текстом, мол, смотрите, как круто я катаюсь! А хочется донести до людей удовольствие от катания, от путешествий, от скитура, от всего, что связано с лыжами. Самый прямой способ это сделать - работа гида. До сих пор я работала гидом в очень малом объёме. И думаю, что теперь доля гидской работы будет увеличиваться.
О какой резкой перемене может идти речь? Это тоже горы, тоже лыжи, тоже катание. Это всё о том же! Просто в одном случае ты катаешься одна, для себя, а в другом - с людьми и для людей. Мне кажется и в жизни так же происходит. Сначала ты берёшь, берёшь, новые ощущения, новые увлечения - а потом - хоп! - и возникает желание это кому-то передавать. На этой волне люди заводят детей, если осознанно заводят. А у меня этот цикл идёт в рамках увлечения лыжами.
Мы живём в достаточно традиционном обществе и согласно общепринятому мнению, горы - дело не женское и максимум, на что способна дама - быть детским инструктором. Почему ты выбрала эту профессию?
Да, согласна, есть общепризнанное мнение, что гид - это не женская профессия. Так считает большинство, но, на мой взгляд, мнение это слишком категорично. Есть несколько причин, по которым женщины и девушки могут быть хорошими гидами. Во‑первых, мы более аккуратны, более осторожны и более внимательны. Путешествовать, кататься с девушкой-гидом - это безопаснее для клиента, чем кататься с молодым парнем, у которого собственные амбиции ещё зашкаливают. Во-вторых, у женщин сама тенденция к отдаче знаний, отдаче опыта - она выше. Поскольку в нашей природе воспитывать детей, учить, отдавать им весь свой опыт, не жалея, и не думая о конкуренции. Гид-мужчина, особенно молодой, сфокусирован на собственной деятельности, для него это главное. А женщина - в первую очередь делится, заботится о группе. И если группу и маршрут для группы подбирать адекватно, по уровню, не прыгая выше головы, то женщина может быть очень хорошим, качественным гидом. Лиза Паль, например - прекрасный, идеальный гид, очень уважаемый в международном лыжном сообществе.
Тяжело женщине в достаточно жёсткой среде спортивного туризма? Ты сталкиваешься с недоверием со стороны коллег-мужчин и учеников?
С самого детства старалась доказать себе, что, несмотря на то, что я девушка, всё равно могу не хуже мальчишек! Да, я понимаю, что есть чисто физические ограничения. Например, моя масса ниже, чем масса подавляющего большинства мужчин. Но мне понятно, что с этим делать. Например, когда мы создаём полиспастные системы, мальчики делают три к одному, а я делаю - пять к одному и даже семь к одному! То есть, делаю всё, что может мне облегчить вытаскивание человека, действую в соответствии со своими силами, и смогу вытащить даже очень массивного лыжника, сто килограммового!
Мы с Катей Коровиной обсуждали эту проблему на днях. Она говорит: «Как я могу работать гидом? Всё равно меня все воспринимают как девочку!» Но - честно тебе скажу, я - ни разу не сталкивалась с каким-то недоверием в свой адрес. С сомнением, типа: «Ой, и вот эта пигалица нас куда-то поведёт?». Ничего подобного никогда не бывает. Наверное, это какое-то внутреннее ощущение. Говорят, что на тех, кто боится собак, они всегда бросаются. Я всегда веду людей только на тот маршрут, в котором уверена. И вот эта уверенность, она транслируется на подсознательном уровне группе, с которой работаю. Никогда не чувствовала со стороны клиентов какой-то неуверенности, сомнения.
Помогает ещё и то, что «слава бежит впереди нас». Я довольно известна, несмотря на то, что серьёзное гидское образование только-только получила. Народ путается в понятиях, некоторым умам кажется, что моя известность прорайдера и хорошего лыжника, автоматически делает меня хорошим гидом. Хотя это, как говорится, две большие разницы, две разных профессии. А есть ещё и третья - инструктор. Тем не менее, тот факт, что я хорошо катаюсь сама, приводит людей к уверенности, что я хорошо покатаю их!
Разве это не логично? Ты хорошо и с удовольствием катаешься сама, значит, сумеешь выбрать хороший склон и для них?
Нет, хорошо кататься и быть хорошим гидом или тренером - разные вещи! Мне очень нравится история из советских времён о тренере по водному поло. Наша команда выиграла матч с сильнейшей командой Британии на их территории, став чемпионами Европы. И на радостях игроки качали на руках своего тренера, после чего бросили в бассейн. Он, задыхаясь, еле выгреб к бортику по-собачьи, чуть не утонул. Оказывается, он не умел плавать! Но тренером был прекрасным.
Так же и гид. Для него не столько важно умение круто кататься на лыжах, сколько умение вести группу, оценивать риски, думать обо всём и сразу. Тем не менее, моя известность мне помогает.
Недоверия со стороны коллег не замечала. Но я понимаю, что девушка и имею ограничение в физической силе, поэтому стараюсь больше работать над теорией, чтобы хотя бы в этом не иметь пробелов, быть уверенной в своих знаниях. Вообще, всегда очень жёсткие требования к себе предъявляю, у меня есть «синдром отличницы». И если прохожу свой собственный внутренний экзамен, скорее всего, буду уверенной и компетентной в глазах остальных тоже.
Ты много лет была сноубордисткой, инструктором по сноуборду - и хорошим инструктором по всем отзывам. Почему ты оставила этот снаряд и перешла на лыжи?
Знаешь, на самом деле этому была чисто физическая причина. У меня от катания на сноуборде появилась проблема с плюсневыми суставами. Тем более, я была инструктором, там много статической нагрузки. Например, ты долго стоишь на переднем канте, обучая боковому соскальзыванию… идёт сильная нагрузка на стопу. По словам докторов, суставы от стояния на носочках стали как у балерины с многолетним стажем. Это было болезненно, особенно последний год моего инструкторства.
Параллельно шёл процесс наращивания популярности лыж в больших горах. Ведь у нас как было? В начале двухтысячных был на пике популярности сноуборд, это было очень круто, он был гораздо проходимее, гораздо больше лыж приспособлен для трюков и красивого катания. А потом появились толстолыжи, твинтипы. То есть, технологии изготовления лыж стали позволять делать на лыжах всё то же самое, что на сноуборде. И пошёл обратный откат. И вот на этой волне я подумала: «Если сейчас лыжники могут и фрирайдить, и прыгать хорошо, почему бы мне не попробовать вернуться к лыжам?». База, заложенная с детства, мне помогла - я очень быстро перешла с олдскульной техники на современную. Естественно, распределение нагрузки по стопе идёт иначе, чем у сноуборда, проблем с плюсной больше не было.
Вообще, в душе я лыжник! На лыжах я смогла добиться гораздо больших результатов, чем на сноуборде. Очень здорово, когда всё идёт, всё получается, я попала в струю и тогда же получила первую поддержку от спонсоров. Тогда стало понятно, что надо расставлять приоритеты, мне всё больше и больше хотелось заниматься только лыжами. Но мне очень помогает то, что я универсальна. Раз в год встаю на сноуборд и в дальнейшем я бы хотела иметь свой сплит и раз в год делать чисто сплитоводную группу. Ведь это замечательно, когда твой гид на том же снаряде, что и ты!
Когда ты сегодня набираешь группу на определённый проект, имеет ли для тебя значение, кто хочет присоединиться: лыжники или сноубордисты? Разделяешь ли ты группы по снарядам?
Если набор на программу идёт хорошо, т.е. я понимаю, что не будет проблем с количеством клиентов, то стараюсь формировать «однополые» группы. Например, на Мамай в этом году набирала только лыжников. И это не потому, что я капризная! А потому, что это будет выгодно самой же группе. Она будет более однородной, и мы сможем делать более специфические вещи, заточенные именно под этот снаряд.
- Какой он - твой идеальный участник? С кем легко и приятно работать?
Знаешь, вот как у меня не было в жизни людей, сомневающихся в том, что девушка может быть гидом или инструктором, так не было и однозначно плохих людей в группе. Мне всегда было приятно работать с каждым из моих клиентов и учеников. Не было проблем в человеческих взаимоотношениях.
- То есть, у тебя ни разу не было ни ленивых, ни капризных, за полтора десятка лет вообще ни одного?
Никогда! Может быть, причина в том, что я практически не работаю индивидуально, всегда с группой. Группа эта занимается не один день, а минимум неделю. Возникает групповой дух, он возникает буквально на второй-третий день. И он заставляет держаться, даже если человек чуть более ленив или чуть более капризен, чем остальные, он находится в центре общего энтузиазма и это заставляет его работать.
Есть группы, с которыми просто приятно работать. Есть группы, с которыми работать очень здорово, настоящее удовольствие! А вот такого, чтобы было в напряг… нет, у меня такого никогда не было.
Есть одна любимая мною группа, с ними я постоянно на Новый Год катаюсь - это реально хорошие лыжники высокого уровня. Когда я с ними катаюсь, я не останавливаюсь, чтобы их поджидать, нет необходимости. И каждый Новый Год для меня как праздник, мы ездим в разные места и фактически я катаюсь, как каталась бы сама!
А так, конечно, люблю, когда человек сильно замотивирован, это важно. Люблю, когда человек в хорошей спортивной форме приезжает. Я действительно люблю, когда у меня в программе есть женщины или девушки, а это не всегда бывает. Часто группа чисто мужская, хотя у меня нет никаких критериев отбора по полу. Сейчас я крайне редко работаю с начинающими - но мне бы хотелось. Потому что это отдельное удовольствие: первые шаги, восторги первых поворотов… В этом году бросила сама себе вызов и приняла решение, что один раз в сезон поработаю с детской группой. Я никогда этого не делала, но мне очень интересно попробовать.
Многие хотели бы начать катать вне трасс, но не знают, как сделать первый шаг. Информации сейчас изобилие, а что главное - непонятно. Что ты посоветуешь человеку, который впервые выходит «за верёвочки»? Начать с покупки снаряжения, со школы, с катания с гидом, наращивания техники на безопасных склонах или с обучения лавинной безопасности?
Непростой вопрос, честно тебе скажу… Я придерживаюсь классической позиции. Без базы, без технической основы, освоение катания вне трасс возможно - но сильно сложнее. А для красивого, лёгкого катания нужно иметь хорошую технику параллельного ведения лыж и демонстрировать её на разного типа склонах, на разных трассах: разбитых склонах, очень крутых склонах, леденистых трассах, на буграх… Для начала нужно проинспектировать себя, возможно, с помощью инструктора - насколько ты готов по плохой, разбитой трассе технично и хорошо кататься? И вот когда эта ступень пройдена, можно смело начинать вылезать «за верёвочки», конечно, лучше с чьей-то поддержкой и помощью. Потому что лавинной подготовки на этой стадии ещё нет. Невозможно, прослушав одну или две лекции, научиться адекватно оценивать склон на предмет схода лавин. Поэтому лучше всё-таки первые шаги делать под присмотром грамотного человека. И вот здесь возникает проблема, потому что человек этот должен обладать какими-то инструкторскими навыками, то есть объяснить куда девать правую ногу, что делать с левой пяткой и т.п. И в то же время обладать навыками гида.
О, да, это проблема. Большинство гидов сразу же оговаривает, что кататься не учит и техникой катания не занимается…
Вот! И, без ложной скромности, могу сказать, что это мой большой плюс: я всё-таки инструктор и никогда в работе гида не буду говорить, что я, мол, кататься не учу, и даже не пытайте меня, ни слова не скажу - такого нет! Если вижу, что человеку нужно дать несколько советов - а обычно всё в это и упирается, вовсе не нужно отрабатывать с ним плуг или повороты - то я его, конечно, дам. Дам краткую рекомендацию, которая поможет ему преодолеть какие-то сложные снежные условия.
Считаю, что наличие наставника, который возьмёт на себя безопасность, и поможет поставить технику внетрассового катания - важнее, чем покупка крутого снаряжения. Снаряжение на первых порах можно взять напрокат, можно настрелять по друзьям и так далее. Я к снаряжению отношусь очень спокойно и считаю, что, как в старом анекдоте, главное - прокладка между рулём и сиденьем.
Безусловно, на 100% никто ничего не может гарантировать. Мы уже говорили, что в силу женской психологии я более осторожна и если есть доля неуверенности - то я предпочту другой маршрут. Главное для меня - безопасность.
Что касается лавин, ты сама понимаешь, что ни один рецепт, ни один, даже самый лучший курс, не даст тебе однозначного ответа, как принимать решение. Тебе дают некую схему, у тебя в голове всё укладывается, и принимать решение становится проще. Но, тем не менее, практика, практика и ещё раз практика. На решение о возможности катания по склону влияет абсолютно всё: есть куча факторов, которые складываются в твоей голове в некий паттерн. Вообще, принятие решения - не стопроцентно осознанный процесс. В этом всегда есть доля интуиции, а интуиция - это тот же опыт. Есть доля иррационального. Конечно, мы всегда стараемся перевести все мысли на рациональные рельсы, но…
- То есть, у тебя есть вот это чувство: «Вроде бы всё нормально, но сегодня туда не надо»?
Да! И я ему следую. Не могу сказать, насколько оно правильно. Я предпочитаю не проверять.
Какие новые проекты готовятся на грядущий сезон? Где можно посмотреть полный список программ с твоим участием?
Я уже говорила, что смещение вектора деятельности в сторону работы гида плавное - я не планирую много работать. Обычно программы вешаю у себя на сайте. Но, надо сказать, лето немножечко затянулось, оно у меня ещё продолжается. Завтра, например, еду в Киргизию, чтобы быть наблюдателем на альпинистском экзамене в той же самой школе гидов. Я очень рада, что мне любезно разрешили там поприсутствовать. Сдавать этот экзамен я не могу, так как не проходила подготовку, но прислала канадцам своё резюме по восхождениям и они позволили мне приехать понаблюдать за экзаменом альпинистов. На самом деле - это здорово! Это возможность получить самые сливки, самое важное и нужное из альпинистского курса, просто наблюдая за ребятами. Не знаю, насколько смогу принять непосредственное участие, но завтра туда выезжаю и ещё две недели моё лето продолжается.